Крупные компании занялись массовой перекупкой фермерских участков

Крупные российские агрохолдинги и банки продолжают перекупать у фермеров на аукционах земельные участки, которые последние арендуют на протяжении многих лет. После этого угодья нередко используются не по назначению.

В процессе борьбы за землю российские фермеры априори считаются слабой стороной, поэтому необходимы изменения в федеральное законодательство, которые поддержали бы "частников", говорят эксперты.

Как ранее писала "Российская газета", орловские фермеры обратились к руководству своего региона разобраться с ситуацией, когда крупные игроки приобретают на общих торгах арендуемую ими землю за цену, которую мелкие производители при попытке выкупа просто не в состоянии "перебить". Дальнейшая судьба участков, выкупленных агрохолдингами и банками, складывается по-разному. Кто-то вовлекает их в сельхозоборот. Другие выставляют участки на продажу по более высокой цене, изменяя категорию земли с сельхозназначения, например, на землю населенных пунктов.

"Это серьезная проблема, в некоторых районах приводящая к большим скандалам, - говорит член облкомитета по аграрной политике Татьяна Ерохина. - Крупный бизнес вынуждает крестьянские хозяйства отказываться от земли. Стоит фермеру начать межевание, как тут же на горизонте появляется какая-либо фирма или банк". По ее словам, отчасти виноваты в этом и сами крестьяне, в свое время не оформившие должным образом необходимые документы. Поэтому сейчас им приходится проходить через процедуру торгов, где они обычно и упускают землю.

Фермер в России не может претендовать в приоритетном порядке на землю при ее выкупе, даже если вложил в нее деньги

Проблема возникла в первую очередь из-за отсутствия не только в местных законодательствах, но и в федеральном права "первой руки" арендатора - он не может претендовать в приоритетном порядке на землю при ее выкупе, даже если удобрял ее и проводил мелиорацию, говорит заместитель председателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса Павел Грудинин. "Фактически мы имеем дело со злоупотреблением правом со стороны крупных агрохолдингов и банков. Понятно, что финансовых возможностей у них в любом случае больше, чем у обычных фермеров", - добавляет он.

По словам Павла Грудинина, проблема существует не только с законодательством, но и с общим отношением к землям сельхозназначения. "У нас к земле относятся как к товару, а не как к средству производства, что совсем неправильно. По-моему, на токарный станок должен в первую очередь претендовать тот, кто умеет им пользоваться, а не тот, кто хочет его перепродать", - подчеркивает собеседник "РГ".

Другая проблема в том, что в России много земли, но мало участков, закрепленных в собственность, продолжает доктор экономических наук, директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС при президенте РФ Наталья Шагайда. По ее словам, все ограничения по концентрации земли в одних руках установлены не относительно юридических, а относительно физических лиц. То есть тех самых фермеров. "Кроме того, у нас не проводятся аукционы по покупке земли для различного круга претендентов. Нужно, чтобы они проводились сначала для фермеров, а только потом для организаций", - считает Наталья Шагайда. Организации же, которые сельхозпроизводителями не являются (например, банки), в таких аукционах вообще участвовать не должны, поскольку покупка земли для них в любом случае - рента, добавляет эксперт.