- Игорь Борисович, в пояснительной записке вы говорите, что гаражные кооперативы уже много лет используются многими автовладельцами для ведения нелегального бизнеса. Тогда почему обратили на эту проблему внимание только сегодня?
Игорь Симаков: Резко обострилась конкуренция легального бизнеса с нелегальным. Те, кто работает по закону, обязаны платить налоги, отчисления во всевозможные фонды, вести администрирование и так далее. Причем нужно понимать, что они несут эту нагрузку не только за себя, но и за тех, кто в тени. Сегодня мы видим, что рынки падают, снижается экономическая активность населения и общий уровень денежной массы. На этом фоне растет реальная фискальная нагрузка. Легальный малый бизнес теперь просто не выдержит конкуренции с "черными" предпринимателями. С другой стороны, раньше и не было такого объема "гаражного предпринимательства". Это явление стало действительно массовым в течение последних нескольких лет.
- Насколько это массовое явление?
Игорь Симаков: Живой пример из моего родного Азова. По нашим данным, для хранения автомобилей используется не более полутора процентов гаражей (шесть из 400). В остальных делают мебель, производят в промышленных масштабах продукцию для большого машиностроительного завода в Ростове, льют памятники, ремонтируют автомобили, занимаются всякого рода торговлей. В них же работают рекламные агентства, кафе, магазины и даже мини-типографии. Часть из них регистрируется как предприниматели, но таких единицы. Нужно понимать, что гаражные кооперативы по своему правовому статусу - некоммерческие организации. Хотя по сути это настоящие современные технопарки артельного и кластерного типов.
- В других регионах похожая ситуация?
Игорь Симаков: Да. Недавно провели исследование в 12 крупных российских городах. В Тольятти насчитали более 20 тысяч "гаражей", в Ульяновске - более 80 тысяч, в Набережных Челнах - почти 10. И практически везде они стали местом производства. В Ульяновске, например, на "гаражников" приходится более 80 процентов от трехмиллиардного оборота мебельной промышленности. В Самарской области в гаражных условиях производится до 40 процентов запчастей для магазинной продажи. На Кубани и в Ханты-Мансийске более 70 процентов гаражей превращено в квазитаунхаусы, жилье для сдачи в аренду.
- Вы можете оценить, какова средняя рентабельность у таких предпринимателей? Сколько может зарабатывать один такой мини-завод?
Игорь Симаков: Прибыльность зависит и от города, и от месторасположения, и, конечно, от вида деятельности. В среднем речь идет о сумме от 300 до 900 тысяч рублей в месяц.
- Правильно ли я понимаю, помимо того что они не платят налогов и обязательных взносов, еще и средства производства у них получаются дешевле?
Игорь Симаков: Абсолютно верно. Гаражный бизнес живет, в том числе, за счет эксплуатации своего правового статуса. Например, электроэнергия в гаражи подается по цене как для физических лиц. Она ниже рыночной и дотируется методом перекрестного субсидирования, то есть за счет легально работающего бизнеса. Ставка земельного налога под производством "гаражного типа" в 15 раз ниже, чем для других производств. В том же Азове (здесь я ситуацию знаю изнутри совершенно точно) даже медицинские учреждения и детские сады платят за использование земли больше, чем гаражные кооперативы. Подавляющая часть расчетов за продукцию и услуги осуществляется в гаражах наличными. Качество и безопасность гарантируются деловой репутацией собственника гаража и просто под честное слово.
- Каким образом вы хотите вовлечь их в легальный бизнес?
Игорь Симаков: Прежде всего, речь идет о разъяснительной работе среди председателей кооперативов и тех, кто использует гаражи для ведения предпринимательской деятельности. С теми, кто готов работать, мы создадим программу конкретных мероприятий для легализации. Сейчас рассматривается несколько вариантов юридической и организационной помощи по смене правового статуса кооператива, например, преобразование его в производственный кооператив. Возможен вариант получения недорогой лицензии на тот или иной вид деятельности. Также предлагаем выделять (конечно, при соответствующей возможности) земли под производство из состава земель гаражного кооператива и давать возможность людям получать право собственности на землю. Конечная цель - создать такую систему, при которой, с одной стороны, исчез бы огромный пласт серой экономики, а с другой - эти предприниматели получили бы возможность спокойно трудиться, не зависеть от коррупционных проверок и так далее.
- Не получится ли так, что вы этой инициативой душите предпринимательскую активность в зародыше? Может быть, через несколько лет такой бизнесмен вырос бы и сам легализовался.
Игорь Симаков: Как я сказал выше, сейчас "гаражники" просто уничтожают легальный малый бизнес. Поэтому закрывать глаза на это нельзя. Но мы не хотим их ограничивать, наоборот, предлагаем создать максимально либеральные условия для ведения такого бизнеса в легальном поле. Это может быть обнуление налоговой ставки на начальном периоде, различного рода преференции. Почему бы государству им не помочь? Например, как для ИП - финансовая поддержка в виде субсидий до трех миллионов рублей, под льготные 7,8 процента годовых. Власти нередко дают гранты и субсидии нежизнеспособным проектам. Зато те, кто сам своим талантом пробился на рынке, уже создал какое-то производство, не могут получить никакой помощи. Власти также могли бы оказывать им консалтинговые услуги в процедуре оформления предпринимательской деятельности или статуса самозанятого. В течение ближайших месяцев мы постараемся внедрить эту практику в Азове. Ситуация примерно одинаковая во всех городах. Поэтому если опыт окажется удачным, его можно будет экстраполировать на другие города Ростовской области, а затем и на всю Россию.