06.06.2016 00:47
    Поделиться

    В Волгоградской области нашли эффективное решение проблемы с мусором

    Сфера обращения с отходами нуждается в комплексном подходе
    С тех пор как полномочия по обращению с отходами передали на уровень субъектов РФ, проблемы обеспечения экологической безопасности стали "головной болью" для многих руководителей регионов.

    Волгоградская область - пожалуй, один из немногих субъектов, где к решению этого вопроса подошли системно. Несмотря на запущенность этой отрасли в России и непростую экономическую ситуацию, регион внедряет достаточно эффективную систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Об этом мы спросили генерального директора ООО "ГК "Чистый город" Эллу Кузьмину.

    По данным экспертов, около 5 % отходов, образующихся в России, размещаются на объектах, соответствующих экологическим требованиям. Но в Волгоградской области этот показатель гораздо выше, говорят экологи. Это так?

    Элла Кузьмина: Да, за последние четыре года в Волгоградской области мы смогли повысить этот показатель с 5 до 60 процентов. С 2012 года группа компаний "Чистый город" ввела в эксплуатацию три полигона ТКО, соответствующих всем экологическим стандартам. В региональном центре сегодня компания эксплуатирует крупный мусоросортировочный комплекс. Но это только начало. Еще четыре объекта размещения отходов находятся в стадии проектирования и строительства. Сейчас ведется работа по дооснащению полигонов сортировочными и перегрузочными мощностями. В 2017 году эта система начнет функционировать в полном объеме.

    Почему Волгоградская область - это пока исключение, чем правило?

    Элла Кузьмина: В регионе удачно сложилось взаимодействие власти и бизнеса. В 2012 году региональные власти провели серьезную работу с профессиональным сообществом: разработали территориальную схему обращения с отходами и региональную стратегию. Представителям бизнеса и власти удалось "услышать" друг друга, что позволило создать и сегодня внедрять в сферу обращения с отходами антикризисный подход, основанный на построении комплексной системы без бюджетных гарантий, обязательств и дотаций. Волгоградская область не понесла траты из бюджета, получая при этом реализацию современной системы обращения с ТКО, которая соответствует природоохранному законодательству и функционирует при доступном тарифе для населения.

    Многие субъекты РФ сейчас находятся, мягко говоря, в растерянности, что делать с новыми полномочиями, как и на каких условиях привлечь инвестора на свои территории, а также с чего начать построение эффективной системы обращения с отходами. У вас уже сложился какой-то свой алгоритм?

    Элла Кузьмина: Для того, чтобы система обращения с отходами в регионе стала эффективной, при ее построении необходим комплексный подход, включающий полную организацию работы в сфере обращения с отходами, и также грамотно разработанная территориальная схема (распределение мест размещения объектов ТКО и построение логистических маршрутов).

    Очень важно не ошибиться на этом этапе. От уровня профессионализма разработчиков территориальной схемы зависит, как система будет работать в ближайшие десятилетия - при доступных тарифах и без привлечения бюджетных средств либо при высоких тарифах и дотировании этой отрасли из бюджета. Территориальная схема - документ, требующий самой тщательной проработки. Она формируется с учетом специфики региона - его географии, плотности населения, количества образующихся отходов и многих других показателей - с последующей разработкой оптимальной модели размещения объектов ТКО. Согласитесь, это слишком серьезный документ, чтобы доверить его создание непрофессионалам или организациям, которые обладают только теоретическими знаниями в этом вопросе.

    Компания "Чистый город", которая работает в Волгоградской области, обладает такими специалистами?

    Элла Кузьмина: Над разработкой территориальных схем в компании работает целая команда логистов, экономистов и экологов. Оптимальные территориальные схемы разрабатываются нашими специалистами не только здесь, но и для Омской области, республики Калмыкия, где уже приступили к их реализации. Еще ряд территориальных схем находится на рассмотрении у некоторых других субъектов.

    Наш подход заключается в применении эффективных логистических и технологических решений на основе кластерного зонирования. Опорным объектом каждого кластера становится полигон - как неотъемлемая часть практически всех основных технологий по обезвреживанию отходов с дальнейшим его дооснащением мусороперегрузочными и мусоросортировочными мощностями.

    Важно, что в данной системе каждый кластер автономен, здесь производится полный цикл работ от сбора до захоронения мусора. При формировании территориальной схемы важно правильно оценить перспективность имеющихся в регионе объектов ТКО.

    Ну а если в кластере уже работают другие компании, как им далее развиваться?

    Элла Кузьмина: После составления схемы специалисты компании смотрят, кто уже работает в регионе, какие объекты сферы обращения с отходами функционируют. Затем оценивают перспективность действующих объектов ТКО и рассматривают возможность их интеграции в региональную схему. К примеру, если объект ТКО в планируемом кластере принадлежит частной организации и у предпринимателя есть заинтересованность работать в рамках утвержденной в субъекте схемы, но нет финансовых возможностей или необходимого опыта, наша компания готова рассмотреть возможность взаимодействия с этой организацией для доведения имеющегося объекта до соответствующих показателей. А также полностью организовать работу этого объекта.

    Если объект ТКО находится в ведении МУПа и нуждается в реконструкции, то компания также может предложить взаимодействие в форме совместного предприятия или концессионного соглашения. В случае, когда в регионе вообще нет опорных объектов ТКО, то оптимальным форматом станет работа в рамках инвестиционного соглашения.

    На федеральном уровне зачастую говорят о дотировании отрасли сферы обращения с отходами. Для дотационных регионов, например, это большая проблема. Так возможно ли обойтись без государственных затрат?

    Элла Кузьмина: При правильно выстроенной территориальной схеме привлечение бюджетных средств на строительство опорных (основных) объектов ТКО просто нецелесообразно. Сфера обращения с отходами нуждается в субсидировании лишь в исключительных случаях. Если речь идет, к примеру, о строительстве небольших объектов в малонаселенных муниципальных образованиях, являющихся для инвестора высокорисковыми. К ним относятся вспомогательные объекты кластерной системы - площадки временного накопления отходов, перегрузочные станции. Их возведением зачастую занимаются органы местного самоуправления. Однако в отсутствие бюджетных средств процесс их строительства может затянуться или стать непосильным бременем для муниципалитетов. В данном случае единоразовая поддержка на строительство таких объектов позволит полностью закрыть данный вопрос.

    Привлечение субсидий может быть обосновано для регионов с низкой плотностью населения, с разбросанностью населенных пунктов и удаленностью от основных опорных объектов. На такие территории очень сложно привлечь инвестора. К ним, например, относятся северные регионы страны.

    Группа компаний "Чистый город" позиционирует себя в качестве эксперта в сфере обращения с отходами. Насколько вы уверены в эффективности предлагаемого подхода? Помимо Волгоградской области, в каких регионах компания еще внедряет комплексные системы?

    Элла Кузьмина: Как я сказала ранее, в настоящий момент восемь комплексных систем обращения с отходами в Волгоградской области и республике Калмыкия находятся в различных стадиях реализации. Четыре из них уже внедрены.

    Можно сказать, что Волгоградский регион сегодня находится в лидерах по организации работы в сфере обращения с отходами. В Калмыкии "Чистый город" строит полный комплекс обращения с отходами, способный удовлетворить потребности всех жителей республики. В Омской области приступили к реализации комплексной системы обращения с отходами, включающей строительство трех полигонов ТКО, 8 перегрузочных станций, 4 мусоросортировочных и 2 мусороперерабатывающих комплексов. Сегодня ведутся переговоры по построению аналогичных систем с десятком субъектов в разных федеральных округах.

    Подход, применяемый компанией, позволяет обеспечить доступный тариф для населения. Для примера, с учетом сельских территорий он не превышает 200 рублей за кубометр отходов. Объективно это в два-три раза дешевле, чем в тех регионах, где строятся системы обращения с отходами по концессионному принципу.

    Одна из основных задач компании - организация полного цикла работ, от сбора до переработки и производства конечного продукта. С увеличением объема отобранного вторсырья в связи с введением новых сортировочных комплексов появится экономическая целесообразность в построении собственных перерабатывающих мощностей. Их создание приведет к формированию новых рабочих мест и благоприятно скажется на экономической ситуации в регионе.

    Конечным продуктом для потребителя может стать тротуарная плитка, черепица, малые архитектурные формы, тара для различного использования, спортивное покрытие. Наша цель - сделать этот продукт конкурентоспособным в нынешних условиях.

    Подход, используемый компанией, не позволяет допустить социальной напряженности в регионах, реализуется без участия бюджетных средств, которые могут быть распределены на другие социальные направления.

    Поделиться