06.06.2016 21:23
    Поделиться

    Россияне перешли на более дешевые и калорийные продукты

    Потребители переходят на более дешевые, но калорийные продукты питания
    Россияне все больше экономят. Выбирают более дешевую еду, отказываются от новых автомобилей, ищут квартиры меньшей площади.

    Потребительскому поведению в условиях "новой доходной реальности", которая стартовала с 2011 года, посвящено исследование Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА).

    По словам одного из авторов исследования Натальи Пороховой, с усилением продовольственной инфляции, которая в 2015 году, по официальным данным, составила 19 процентов, способом адаптации для людей стала экономия. При потреблении более дешевых товаров она сгладила 5 процентов роста цен. Экономия выражается в переходе на менее дорогие марки товаров или более калорийные товары-заменители. Например, интерес с шоколада смещается к печенью. От говядины и свинины - к птице. От свежих овощей к замороженным наборам, от импортных фруктов круглый год к сезонным, отечественным яблокам, свекле, моркови, картофелю. В 2015 году, несмотря на падение физического объема продовольственного потребления, сокращения калорий на душу населения не произошло, констатируется в исследовании. При этом лидерами падения стали овощи (за исключением картофеля), фрукты, рыба и алкоголь. Доля же хлебобулочных изделий, молочной продукции, напротив, увеличилась. В перспективе возможен дальнейший сдвиг потребительских предпочтений в сторону круп, муки, сезонных овощей и сахара, прогнозируют авторы исследования.

    Как полагают аналитики, еще два с половиной года реальные доходы населения будут сокращаться, а бытовая экономия расти. Продолжат увеличиваться сроки эксплуатации автомобилей и бытовой техники. Будет сокращаться метраж покупаемых новых квартир. За 2 года он уменьшился на 5 квадратных метров, в среднем с 85 до 70 квадратных метров.

    Еще два с половиной года реальные доходы россиян будут сокращаться. А их автомобили и бытовая техника - стареть

    С каждым годом увеличивается средний возраст личных легковых автомобилей - с 11,7 лет - в 2011 году до 12,6 лет - в 2015-м. В связи с этим возникнут риски снижения безопасности на дорогах, предупреждают авторы исследования, но возрастет спрос на услуги сервиса и ремонт автомобилей.

    По мнению вице-президента "ОПОРЫ России", эксперта по медицинским вопросам Натальи Ушаковой, россияне в кризис демонстрируют рациональное экономическое поведение, отказываясь в первую очередь от товаров длительного пользования. И "трагедии" в этом нет. На вопрос "РГ", на чем надо и можно дальше экономить, Ушакова заметила: "На количестве нездоровой еды, сахара и соли". "Был период обжорства, когда большинство без разбора покупали много еды, одежды, лишней техники, бесполезных вещей, причем в кредит. Умеренность - хороший выбор", - говорит она. Совет один - искать оптимальные варианты, как дешево и при этом полезно питаться, составлять с учетом кошелька и здоровья рацион семьи. "На бензине можно хорошо экономить, больше и чаще двигаться, меньше пользоваться транспортом", - замечает она. Сокращение потребления лекарств, которое фиксируют аналитики фармрынка, по мнению эксперта, также на пользу. "Многие без необходимости для здоровья покупают лекарства. Есть масса других способов чувствовать себя комфортно", - говорит Ушакова. "Кризис - хорошее время поправить здоровье, начать рационально питаться. За советами можно обратиться не только к лечащим врачам, но и к многочисленным сайтам, посвященным вкусной и здоровой пище. Поход в фитнес можно заменить на занятия дома", - замечает она.

    Член комитета по развитию потребительского рынка ТПП, профессор Георгий Сюткин советует россиянкам экономить на салонах красоты, хотя с трудом верит, что это возможно. "Красота - страшная сила, и при любом раскладе женщина хочет быть красивой. Но сделать маникюр и педикюр, маски можно и дома", - осторожно предлагает он. А вот на мастерских по ремонту одежды, обуви, бытовой техники, электроники, мобильных телефонов сэкономить людям не удастся. Представитель РАТЭК Антон Гуськов оценивает тенденции как негативные. Продажи на рынке электроники и бытовой техники снизились на 25-30 процентов . Надо ли на покупке новых холодильников или телевизоров экономить, это дело каждого, избегает он советов. Но предупреждает- с сокращением спроса худеет ассортимент товаров, а сами они дорожают. Хуже и производителям, около 85 процентов техники производится в России.

    Между тем

    Финансовый университет при правительстве РФ рассчитал значения Индекса экономических настроений населения за май 2016 года. Индекс резко снизился до значения 6,1 пункта против 2,7 пункта в апреле. Снизилось число респондентов, намеренных приобретать крупную бытовую технику и мебель. Упал спрос на новые автомобили. Параллельно с этим сократился спрос на жилую недвижимость, упала финансовая активность - готовность приобретать финансовые услуги банков и страховых компаний. Весьма заметно уменьшилась доля респондентов, готовых покупать золотые украшения или инвестиционное золото.

    Поделиться