Новости

06.06.2016 21:23
Рубрика: Экономика

Числом поболее, ценою подешевле

Потребители переходят на более дешевые, но калорийные продукты питания
Россияне все больше экономят. Выбирают более дешевую еду, отказываются от новых автомобилей, ищут квартиры меньшей площади.
 Фото: Сергей Михеев/ РГ Доля хлеба, молочных продуктов, круп, муки в рационе питания растет. Фото: Сергей Михеев/ РГ
Доля хлеба, молочных продуктов, круп, муки в рационе питания растет. Фото: Сергей Михеев/ РГ

Потребительскому поведению в условиях "новой доходной реальности", которая стартовала с 2011 года, посвящено исследование Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА).

По словам одного из авторов исследования Натальи Пороховой, с усилением продовольственной инфляции, которая в 2015 году, по официальным данным, составила 19 процентов, способом адаптации для людей стала экономия. При потреблении более дешевых товаров она сгладила 5 процентов роста цен. Экономия выражается в переходе на менее дорогие марки товаров или более калорийные товары-заменители. Например, интерес с шоколада смещается к печенью. От говядины и свинины - к птице. От свежих овощей к замороженным наборам, от импортных фруктов круглый год к сезонным, отечественным яблокам, свекле, моркови, картофелю. В 2015 году, несмотря на падение физического объема продовольственного потребления, сокращения калорий на душу населения не произошло, констатируется в исследовании. При этом лидерами падения стали овощи (за исключением картофеля), фрукты, рыба и алкоголь. Доля же хлебобулочных изделий, молочной продукции, напротив, увеличилась. В перспективе возможен дальнейший сдвиг потребительских предпочтений в сторону круп, муки, сезонных овощей и сахара, прогнозируют авторы исследования.

Как полагают аналитики, еще два с половиной года реальные доходы населения будут сокращаться, а бытовая экономия расти. Продолжат увеличиваться сроки эксплуатации автомобилей и бытовой техники. Будет сокращаться метраж покупаемых новых квартир. За 2 года он уменьшился на 5 квадратных метров, в среднем с 85 до 70 квадратных метров.

Еще два с половиной года реальные доходы россиян будут сокращаться. А их автомобили и бытовая техника - стареть

С каждым годом увеличивается средний возраст личных легковых автомобилей - с 11,7 лет - в 2011 году до 12,6 лет - в 2015-м. В связи с этим возникнут риски снижения безопасности на дорогах, предупреждают авторы исследования, но возрастет спрос на услуги сервиса и ремонт автомобилей.

По мнению вице-президента "ОПОРЫ России", эксперта по медицинским вопросам Натальи Ушаковой, россияне в кризис демонстрируют рациональное экономическое поведение, отказываясь в первую очередь от товаров длительного пользования. И "трагедии" в этом нет. На вопрос "РГ", на чем надо и можно дальше экономить, Ушакова заметила: "На количестве нездоровой еды, сахара и соли". "Был период обжорства, когда большинство без разбора покупали много еды, одежды, лишней техники, бесполезных вещей, причем в кредит. Умеренность - хороший выбор", - говорит она. Совет один - искать оптимальные варианты, как дешево и при этом полезно питаться, составлять с учетом кошелька и здоровья рацион семьи. "На бензине можно хорошо экономить, больше и чаще двигаться, меньше пользоваться транспортом", - замечает она. Сокращение потребления лекарств, которое фиксируют аналитики фармрынка, по мнению эксперта, также на пользу. "Многие без необходимости для здоровья покупают лекарства. Есть масса других способов чувствовать себя комфортно", - говорит Ушакова. "Кризис - хорошее время поправить здоровье, начать рационально питаться. За советами можно обратиться не только к лечащим врачам, но и к многочисленным сайтам, посвященным вкусной и здоровой пище. Поход в фитнес можно заменить на занятия дома", - замечает она.

Член комитета по развитию потребительского рынка ТПП, профессор Георгий Сюткин советует россиянкам экономить на салонах красоты, хотя с трудом верит, что это возможно. "Красота - страшная сила, и при любом раскладе женщина хочет быть красивой. Но сделать маникюр и педикюр, маски можно и дома", - осторожно предлагает он. А вот на мастерских по ремонту одежды, обуви, бытовой техники, электроники, мобильных телефонов сэкономить людям не удастся. Представитель РАТЭК Антон Гуськов оценивает тенденции как негативные. Продажи на рынке электроники и бытовой техники снизились на 25-30 процентов . Надо ли на покупке новых холодильников или телевизоров экономить, это дело каждого, избегает он советов. Но предупреждает- с сокращением спроса худеет ассортимент товаров, а сами они дорожают. Хуже и производителям, около 85 процентов техники производится в России.

Между тем

Финансовый университет при правительстве РФ рассчитал значения Индекса экономических настроений населения за май 2016 года. Индекс резко снизился до значения 6,1 пункта против 2,7 пункта в апреле. Снизилось число респондентов, намеренных приобретать крупную бытовую технику и мебель. Упал спрос на новые автомобили. Параллельно с этим сократился спрос на жилую недвижимость, упала финансовая активность - готовность приобретать финансовые услуги банков и страховых компаний. Весьма заметно уменьшилась доля респондентов, готовых покупать золотые украшения или инвестиционное золото.

Экономика Товары и цены Цены на продукты