Новости

06.06.2016 20:10
Рубрика: Экономика

Сбросились на шашечки

В России появится услуга совместных поездок на такси
Один из популярных сервисов онлайн-заказов такси планирует через год запустить в нашей стране систему совместных поездок. "Российская газета" разбиралась, что это за услуга и приживется ли она у нас.

Представьте себе: вам нужно попасть из пункта А в пункт Б на такси, при этом вы знаете, что заплатите 500 рублей, чтобы добраться до пункта назначения с помощью онлайн-сервиса заказа такси. Но если бы вы точно знали, что в этот же пункт Б хочет попасть другой человек, находящийся рядом с вами, вы наверняка поехали бы вместе, а сама поездка удешевилась бы в два раза, до 250 рублей. Как же найти такого попутчика?

В скором времени это не будет проблемой. Генеральный директор одного из онлайн-сервисов заказа такси Трэвис Каланик побывал на этой неделе в Москве. По его словам, совместные поездки вот-вот войдут в жизнь пользователей его сервиса: "Мы приближаемся и будем приближаться ближайшие месяцы к порогу (количества пассажиров, использующих сервис компании. - Прим. "РГ"), который приемлем. Меньше, чем год, это у нас займет".

Год потребуется, чтобы "набрать определенное количество поездок, иначе сервис не работает". То есть на настоящий момент компания не набрала достаточного количества пассажиров, пользующихся сервисом. "Если мы очень маленькие, это все не сработает, потому что два человека должны в одно и то же время в одном и том же направлении ехать. Но по мере того, как мы будем превышать определенное количество поездок, это сработает. Например, здесь, в Москве, наш рост был значительный", - отметил глава компании.

Подобный сервис уже работает в таких городах, как Сан-Франциско и Лос-Анджелес, и направлен на сокращение количества машин в городах и экономию затрат пассажиров. В России также уже существует аналогичный сервис коллективных поездок, однако в основном такие поездки используются пассажирами на дальние расстояния, прежде всего в поездках между городами.

У подобного сервиса есть перспективы в нашей стране, рассказал "Российской газете" генеральный директор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. Но, по его словам, он может быть успешен только в случае использования и работы на популярных среди горожан и гостей столицы маршрутах. К примеру, когда речь идет о том, чтобы добраться от аэропорта до центра города. "Там, где есть постоянный большой поток и трафик, там где направление популярно, то перспективы есть", - считает эксперт.

Если же говорить о других направлениях, не связанных с вокзалами и аэропортами, то совпадение по маршрутам возможных пассажиров может составлять порядка 2-3 процентов от всего таксомоторного трафика, продолжает собеседник. "Из этих 2-3 процентов половина людей еще может сомневаться, ехать ли им не самостоятельно, а в компании", - критичен Денис Кусков.

Во Франции система совместных поездок существует уже около десяти лет. В нее вовлечены более ста агентств и компаний. Их роль - быть платформами для контактов между водителями и желающими совершить поездку по какому-то определенному направлению.

Пассажир при этом оплачивает часть расходов на бензин или оплату проезда по автобану. Как правило, речь идет о путешествиях между городами. К примеру, чтобы добраться из Парижа в Лион (450 км), при стоимости железнодорожного билета в 50-55 евро, пассажир заплатит владельцу попутного авто - 22 евро (0,05 евро за 1 км). Выгодно. Интерес компании-сводницы в том, что за регистрации на их сайте тому и другому надо заплатить определенную сумму. Что касается классических такси, то "совместный" принцип здесь не прижился. Правда, есть специальные транспортные фирмы, которые предлагают групповые трансферы (на микроавтобусах) между Парижем и столичными аэропортами Руасси-Шарль де Голль и Орли. Они обходятся в два, а то и более того, раза дешевле по сравнению с такси (20-25 евро вместо 50-60 евро). В этом случае микроавтобус объезжает всех желающих, на что, естественно, уходит немало времени, особенно в часы пик.

В Венгрии вопрос с такси давно решен. К примеру, хочешь ехать в аэропорт в одиночку, плати за проезд хоть на ресепшене, хоть шоферу 25 евро. Есть желание сэкономить, сообщи об этом за пару часов в отеле, и тебе обязательно предложат в пару либо постояльца этой гостинцы (плата снизится вдвое), либо другой выход. Ровно в назначенное время прикатит такси-минивэн, рассчитанное на четыре-пять попутчиков. Не в тесноте, не в обиде, а путешествие встанет в три раза дешевле.

В Италии все большую популярность приобретает сервис BlaBlaCar, объединяющий водителей и пассажиров, которым по пути. Поездка из Милана в Рим обойдется всего в 25 евро, тогда как точно такой же вояж на поезде стоил бы не меньше 80-100 евро. Для того чтобы воспользоваться этой услугой, достаточно зарегистрироваться на сайте либо скачать одноименное приложение, где с помощью простой поисковой системы можно подобрать себе попутчика. При этом путешественник, фактически осуществляющий свой выбор вслепую, по большому счету ничем не рискует - после каждой поездки пользователи сайта публикуют на нем свои рецензии и впечатления от общения с тем или иным водителем.

В Германии совместные поездки на такси приняты только в том случае, когда несколько человек едут после какого-либо мероприятия в одном направлении. Как правило, плата делится на всех. Однако особой службы совместных поездок на такси в ФРГ не существует. В последнее время в Берлине, однако, распространились совместные поездки на автомобилях, принадлежащих крупным и малым частным фирмам, специализирующимся на предоставлении машин в аренду. Люди договариваются заранее, куда они едут, и берут оставленный на ближайшей парковке так называемый "городской автомобиль". Плату за аренду транспортного средства они делят между собой. Для такой услуги необходимо, чтобы хотя бы один человек из группы имел водительское удостоверение и был зарегистрирован в соответствующей фирме по прокату автомобилей.

Экономика Транспорт Правила работы такси