Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) более чем в три раза ухудшила свой же ранее опубликованный прогноз по экономике РФ. Теперь, по мнению ее экспертов, в 2016 году ВВП России упадет не на полпроцента, а сразу на 1,7 процента. На будущий год прогноз выглядит зеркально: вместо роста на 1,7 процента ожидается прибавка в 0,5 процента.
"Экономика останется в рецессии в 2016 году и медленно вернется к росту только в 2017 году", - отмечается в докладе ОЭСР.
Еще более радикальное снижение предсказали аналитики Департамента по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ) ООН. В своем майском докладе они заявили о спаде ВВП в нашей стране на 1,9 процента по итогам этого года. И снова отнесли Россию к "странам с переходной экономикой".
Между тем Банк России завил о том, что в ближайшее время готов пересмотреть собственный прогноз по снижению ВВП с минус 1,3 - минус 1,5 процента в 2016 году в сторону улучшения. Базовый прогноз другого ключевого ведомства - Минэкономразвития России - на 2016 год исходит из спада ВВП страны всего на 0,2 процента или даже меньше.
Удивительно, но прогнозисты с обеих сторон в своих оценках упирают на ситуацию с мировыми нефтяными ценами. Впрочем, как отмечают опрошенные "РГ" эксперты, ничего странного в этом нет. "Большинство международных прогнозов были сделаны без учета роста цен на нефть, который отмечается в последнее время, - считает ведущий эксперт Института "Центр развития" НИУ "Высшая школа экономики" Сергей Пухов. - Так что все они будут пересмотрены, причем в лучшую сторону". Если же говорить о реалистичности всех оценок, то, как отмечает аналитик, наиболее объективная находится где-то посередине - на уровне в один процент. В любом случае роста экономики в этом году не будет, но и оценка в минус 1,9 процента - это явно перебор.
С этим мнением согласен и доцент кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Василий Якимкин: "Что касается ООН, то их негативный прогноз не говорит о каком-то предубеждении к России. Просто в своем анализе аналитики организации используют собственные алгоритмы, которые привязаны к нефтяным ценам". А поскольку прогноз ООН по ценам на углеводороды традиционно отстает от реальных показателей, получается более негативная оценка.
Прогнозов сейчас очень много. Их регулярно делает Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Еврокомиссия, Всемирный банк, различные рейтинговые агентства, российские министерства и так далее. И практически все они отличаются, говорит первый вице-президент "Российского клуба финансовых директоров" Тамара Касьянова. Говорить о том, какая из точек зрения наиболее объективна, не имеет смысла - масса разных вариантов свидетельствует о том, что никто точно не знает, каким будет ВВП России по итогам года. К тому же почти все аналитики пересмотрели свои предыдущие прогнозы, что говорит о высокой степени неопределенности в экономике России.
"В этом отношении хочется поддержать Банк России, - говорит она. - Очень плохое начало года для нашей экономики сменилось положительной динамикой к концу первого квартала, и данный тренд удерживается и сейчас".
Между прочим, Банку России в докладе ОЭСР отводится особая роль. По мнению экспертов организации, для того чтобы поддержать рост экономики, Центробанку по мере уменьшения инфляции и инфляционных ожиданий следует снизить ключевую ставку, которая находится на неизменном уровне 11 процентов с августа 2015 года.
"Задача Банка России - таргетировать не ВВП, а инфляцию, - в свою очередь напоминает Сергей Пухов. - Что он и делает, причем вполне успешно". Тогда как снижение ключевой ставки на 1-2 процентных пункта, о котором бизнес постоянно говорит как об условии экономического роста, проблему не решит. "Когда нет серьезных инвестиционных проектов, снижать ее не имеет никакого смысла", - считает эксперт.
В свою очередь Василий Якимкин уверен, что возможности Центробанка России использовать необходимо. "Например, Центробанк волне может стимулировать инвестиционные процессы, особенно в отношении наиболее перспективных и значимых отраслей экономики, - считает аналитик. - Действовать нужно точечно: например, для предприятий обрабатывающей промышленности ставку можно было бы снизить до 4 процентов. Кроме того, к инвестициям можно и нужно подключать коммерческие банки на взаимовыгодных условиях".