07.06.2016 18:59
    Поделиться

    Победит ли нелегальные свалки лицензирование "мусорного бизнеса"

    Уменьшит ли новый порядок лицензирования количество нелегальных свалок?
    С 1 июля вводится новый порядок сбора и транспортировки отходов: все предприниматели, занятые "мусорным бизнесом", должны иметь лицензию конкретно на эти операции. И если раньше она требовалась только для тех, кто занят размещением и обезвреживанием отходов, то сейчас вне закона может оказаться любой водитель грузовика, согласившийся за умеренную плату вывезти, скажем, скопившуюся в маленьком поселковом магазинчике тару.

    - После 1 июля любой перевозчик мусора без лицензии может быть не просто остановлен на дороге и оштрафован - его действия могут быть квалифицированы как незаконное предпринимательство, что влечет за собой уголовную ответственность, - подчеркивает Наталья Соколова, начальник управления государственного экологического надзора Росприроднадзора. - Правда, все эти нормы касаются только отходов I-IV классов опасности.

    Свалки на учете

    Изменения в законе коснутся и других элементов обращения с отходами. Так, будет составлен государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), который возьмет на учет все свалки страны, в субъектах Федерации будут составлены территориальные схемы, куда внесут не только адреса полигонов, но и данные об источниках отходов, целевые показатели по их обезвреживанию и утилизации, маршруты транспортировки и прочее.

    Мусор перестанет быть "безымянным": каждое предприятие, занимающееся вывозом отходов, отныне должно будет регистрировать конкретный адрес своей деятельности.

    Это обусловлено и тем фактом, что, с тех пор как в 2012 году смягчили правила транспортировки мусора, в России, по данным Росприроднадзора, появилось 150 тысяч новых несанкционированных свалок.

    Но, с другой стороны, не приведет ли эта залицензированность всего и вся лишь к удорожанию услуги по вывозу мусора, что в конечном счете печально отразится на наших с вами кошельках?

    - Тотальное лицензирование в данном случае мне представляется чрезмерным, - говорит профессор Санкт-Петербургского экономического университета Вадим Чекалин. - Как показывает опыт (например, лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ), эта мера сама по себе малоэффективна. А рост платежей вследствие ее применения вполне реален. Необходим системный подход, включающий комплекс мер по обращению с отходами.

    С позицией экономиста согласны и экологи.

    - Сейчас возникла проблема ликвидации несанкционированных свалок, - отмечает Екатерина Пахомова, эколог-аудитор, начальник отдела экологии ООО "Валери". - Но справиться с ними не так-то просто. Скажем, наше предприятие в ответ на обращение жителей Ржевки, где вблизи несанкционированной свалки строится новый жилой массив, готово взяться за ее уничтожение. Мы все сделаем по правилам и по закону. Но дальше-то что? Посты правоохранителей по периметру выставлять? Жестко штрафовать тех, кто на "привычное место" отходы привезет?

    По мнению Вадима Чекалина, эффективное уничтожение бывших свалок возможно только в случае одновременной рекультивации этого места. Чтобы оно не оставалось пустырем ни на один день, иначе повторения помойной судьбы ему не миновать.

    Учить и штрафовать

    Сегодня все юридические лица, производящие мусор, обязаны иметь так называемые "паспорта отходов". Лицензированные сборщики и перевозчики мусора не имеют права взять отходы у организаций и учреждений без этих паспортов. И крупные предприятия выполняют эту норму.

    - В подавляющем большинстве мелкие компании рассуждают так: "Лучше я штраф заплачу, чем эти паспорта оформлять", - говорит Екатерина Пахомова. - Получается, сами образователи мусора не дают перевозчику исполнять закон.

    Перелом в ситуации, по ее мнению, наступит тогда, когда четко заработает цепочка "образователь отходов - перевозчик - полигон (утилизационное предприятие)".

    А для этого нужна четкая инвентаризация отходов на уровне их образования, раздельный сбор мусора, создание высокотехнологичных линий по переработке отходов. И, конечно, жесткая система ответственности всех участников этой цепочки. Штрафы за ненадлежащее выполнение прописанных в законе обязанностей должны пугать, а не успокаивать.

    По новому закону, сборщики и перевозчики отходов непременно должны иметь документ, подтверждающий их профессиональную подготовку.

    Иными словами, водитель, даже высококлассный, вывезти мусор на своем КамАЗе не имеет права, пока не предоставит документ, удостоверяющий, что прошел курсы переподготовки "мусороперевозчика". Без таких документов компания-перевозчик просто не получит лицензии.

    Возникает вопрос: а где на таких специалистов учат? И как быть малому бизнесу, то и дело вынужденному менять виды деятельности, приспосабливаясь к новым реалиям? Однако специалисты уверяют, что эта норма будет эффективно работать на экологическую безопасность.

    - Когда водитель забирает пустые бочки или бутылки, он должен понимать, что в них хранилось и к какому классу опасности относятся эти отходы, - говорит Екатерина Пахомова. - Был пример: вывезенные с автопредприятия бочки из-под технических жидкостей экологи вскоре обнаружили в магазине, торгующем пищевыми продуктами - чуть ли не селедка в них плавала.

    Обучающие курсы для среднего и низшего персонала сейчас организуют во многих вузах, где есть экологические специальности. А вот для того, чтобы в компаниях, специализирующихся на вывозе отходов, были специалисты высшего звена, необходимо, по мнению Вадима Чекалина, чтобы минобразование предусмотрело подготовку бакалавров и магистров этого специалитета.

    Декларация на отходы

    - С 1 апреля 2017 года вводится ответственность производителя отходов, - подчеркивает Наталья Соколова. - Это значит, что каждая торговая точка, к примеру, будет обязана представить декларацию о том, сколько, условно говоря, продуктов в пластиковых бутылках, сколько автошин или масел и в какой упаковке она приобрела и реализовала.

    Также в декларации должен быть указан способ утилизации этих отходов. Крупное предприятие может заниматься этим самостоятельно. А может, объединившись с другими организациями и учреждениями, прибегнуть к услугам так называемого регионального оператора - такие структуры по типу регоператоров капремонта многоквартирных домов тоже будут созданы к 2017 году в каждом регионе.

    Для тех же производителей отходов, кто не хочет заниматься ими самостоятельно, будет действовать экологический сбор. Размер его колеблется от одной до восьми тысяч рублей за тонну (в зависимости от класса отходов).

    По мнению Вадима Чекалина, эти меры могут сыграть свою роль, если только они станут частью комплексной системы обращения с отходами. Пока же в деле декларации отходов юридических лиц больше вопросов, чем ответов. Как отчетность будет организована? Насколько простым, удобным и понятным будет сам процесс подачи декларации? Как и кем он будет контролироваться?

    - Позитивный характер принимаемых решений очевиден, - говорит Вадим Чекалин. - Мы сегодня задыхаемся от накопившегося мусора, полигоны отходов переполнены. Необходимы радикальные меры, но они должны быть включены в научно обоснованную стратегию и конкретные программы обращения с отходами в регионах и муниципальных образованиях.

    Прямая речь

    Евгений Харман, владелец кафе общественного питания:

    - Боюсь, что новый закон не столько благотворно скажется на экологии Петербурга, сколько негативно на самочувствии малого и среднего бизнеса. Лично меня, как предпринимателя, не устраивают две вещи. Первая: введение нового порядка лицензирования неизбежно приведет к росту стоимости услуг компаний, занятых сбором и транспортировкой отходов. Второе: введение декларации или экологического сбора также с неизбежностью повлечет за собой удорожание себестоимости продукции и, как следствие, цены на наш товар. Я рискую потерять покупателя, и так поредевшего в последнее время. Кроме того, я как предприниматель уже плачу за негативное воздействие на окружающую среду и в плане выбросов, и в плане сливов. Почему же еще с меня надо брать дополнительный экологический сбор?

    Дмитрий Литвинов, генеральный директор строительной компании:

    - Сегодня разница в ценах у тех, кто занимается вывозом мусора профессионально и кто просто "левачит", демпингуя на стоимости, составляет порядка 15 процентов.

    Я - за новый порядок лицензирования хотя бы потому, что мне, как законопослушному руководителю, будет проще сориентироваться на рынке услуг по вывозу отходов: есть лицензия, значит, будем с вами работать.

    Но это палка о двух концах. Думаю, что тотальное лицензирование заметно сузит этот рынок, что неизбежно приведет к росту цен на услуги сборщиков и перевозчиков.

    Поделиться