На производство самолета Ил-114 до 2025 года направят 50 миллиардов рублей, сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. Ил-114 - это турбовинтовой лайнер вместимостью 64 пассажира. Минпромторг рассматривал четыре модели для серийного производства в качестве базовой модели регионального самолета. Из этих вариантов президент выбрал именно Ил-114.
Этот самолет является наиболее подготовленным с точки зрения возможности его запуска в производство. По словам Дениса Мантурова, на разработку и запуск в серию других моделей уже недостаточно "ни средств, ни времени, ни возможностей". Ил-114 уже выпускался серийно, его производство необходимо только возобновить в России.
До 2012 года самолет собирался на авиационном заводе в Ташкенте (ТАПОиЧ). Было построено 17 машин. Шесть корпусов осталось на заводе, они и будут использованы при возобновлении производства и обеспечат первые поставки Ил-114 в 2019 году. Произведенные "с нуля" самолеты появятся на рынке с 2021 года.
Площадкой по сборке Ил-114 определен нижегородский авиазавод "Сокол". ПАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (ВАСО) отведена роль поставщика комплектующих. А Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в "Ростех") готова начать с 2018 года поставки авиадвигателей для Ил-114.
Потребность отечественных авиакомпаний в винтовых и реактивных самолетах вместимостью 50-70 кресел оценивается в 60 самолетов на ближайшие 5 лет, 150 самолетов - на период 10 лет и до 275 самолетов - на перспективу 20 лет, свидетельствуют прогнозы ГосНИИ ГА. К 2022 году сборка Ил-114 может выйти на 12 машин в год.
У самолета есть целый ряд плюсов для применения в регионах России. Ил-114 предназначен для эксплуатации на относительно коротких взлетно-посадочных полосах (ВПП) - менее 1600 метров, имеющих бетонное или плотное грунтовое покрытие. В его конструкцию заложен принцип автономности от наземных источников питания, что позволяет использовать его в малооборудованных аэропортах.
"Его взлетно-посадочные характеристики соответствуют состоянию большей части аэродромов в стране, особенно если рассматривать европейскую часть страны, частично Урал", - говорит главный редактор отраслевого агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
Но эксперт отмечает, что на звание "воздушного внедорожника" Ил-114 претендовать не может, при этом в стране большое количество аэродромов и посадочных площадок, где требуется именно такая техника. К примеру, в ряде регионов есть грунтовые ВПП, которые в весеннюю распутицу буквально развозит. "Если говорить о полетах на аэродромы, на которых самолеты за малым что не плавают в грязи, то здесь гораздо лучше подошла бы пассажирская версия военно-транспортного Ил-112В, который сейчас создается в интересах минобороны", - считает Олег Пантелеев. Первая транспортная версия этого самолета увидит свет уже в 2017 году.
При эксплуатации на грунтовых ВПП Ил-114 имеет "врожденные ограничения", отмечает эксперт. "Низкорасположенное крыло, относительно небольшое расстояние от конца лопастей винтов до земли - это повышает вероятность повреждения лопастей винтов грязью, камнями, которые летят из-под передней стойки шасси", - говорит Олег Пантелеев.
Такую эксплуатацию выдерживают Ан-24 и Ан-140. Хотя оба они проигрывают Илу по расходам на эксплуатацию. "По величине прямых операционных расходов на одного пассажира Ил-114 выглядит привлекательнее Ан-140, за счет большей вместимости, скорости и большего количества парных рейсов за определенное время", - отмечает Олег Пантелеев.
Хотя проект "родом из 80-х", он обладает хорошими техническими характеристиками. По расходу топлива он превосходит ряд зарубежных аналогов. При перезапуске планируется повысить ресурсные показатели двигателей, что позволит увеличить время их работы без поломок.
В то же время ограничения Ил-114 носят сезонный характер, на тех же размываемых полосах самолет может приземляться и взлетать только в периоды сухого лета и снежной зимы. Он хорошо подходит для использования на лыжном шасси. Кроме того, самолет обладает большей дальностью полета в сравнении с другими турбовинтовыми самолетами.
Самолет выходит на "тесный" рынок, где много конкурентов. Ниша сегодня занята рядом зарубежных производителей. Это турбовинтовые самолеты семейства АТР-42 на 50 кресел и АТР-72 на 70 кресел, кроме того, самолет Bombardier Q 400. Реактивные самолеты Embraer 170, 175, 190 и 195, CRJ 700 и 900.
Также планируется запустить проект дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера на базе Ил-96. На него будет выделено 50 млрд рублей до 2021 года. Производством займется Воронежское авиастроительное объединение. Ил-96-400 станет удлиненной версией Ил-96-300 - один из самолетов этой версии используется как "Борт N1" и перевозит первых лиц государства.
Лайнер имеет определенные недостатки - большой расход топлива в сравнении с зарубежными конкурентами. 7,5 тонны керосина на летный час в сравнении с 6 тоннами у Boeing 777.
Однако решение о запуске производства лайнера эксперты называют стратегическим. "Если рассматривать сценарий, при котором санкции против России расширятся настолько, что эксплуатация западных самолетов станет невозможной, нужно делать ставку на проекты, не зависящие от поставок западных комплектующих. Да, это будет дорого, но связанность территорий и транспортную доступность удастся сохранить", - говорит Пантелеев. Что крайне важно для страны, в которой дальнемагистральные самолеты используются на внутренних рейсах.