В Арбитражный суд Москвы поступил иск крупного предпринимателя из Сибири Александра Щукина о признании несостоятельным своего партнера по угольному бизнесу Руслана Ростовцева, владеющего, по данным СМИ, солидными активами в угледобыче и строительном бизнесе. Бизнесмен Руслан Ростовцев некогда занимал высокие посты на Госслужбе.
Как сообщают СМИ, в октябре 2008 года Александр Щукин перечислил на счет Ростовцева 310 миллионов рублей в качестве 14-процентного займа. В марте 2015 года кредитор потребовал вернуть долг с процентами, однако заемщик проигнорировал все обращения в его адрес.
По данным СМИ, в суде бизнесмен Ростовцев уверял, что сумма в 310 миллионов рублей была не кредитом, а подарком от Щукина для жены Ростовцева. Кредитор же в свою очередь указывал на то, что в назначении платежа было прописано, что это кредит под 14% годовых. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований предпринимателя из Кузбасса, который обжаловал это решение в Мосгорсуде. Апелляционным определением МГС решение Пресненского суда Москвы было отменено, а с Ростовцева постановили взыскать 310 миллионов рублей основного долга, 194,4 миллиона рублей процентов и 61 500 рублей госпошлины. Однако, как сообщают СМИ, Ростовцев по истечении трех месяцев с момента вступления в силу решения Мосгорсуда так и не исполнил долговые обязательства перед партнером, что послужило поводом для подачи в Арбитражный суд Москвы иска о банкротстве.
Кстати, по данным прессы, ныне Ростовцев аффилирован с десятками компаний самого разного профиля - от строительства до угледобычи в Кемеровской области, уроженцем которой он является. В частности, по данным СМИ, Руслан Ростовцев занимает пост председателя совета директоров ООО "УК Талдинская", в состав которой входит два угледобывающих предприятия - "Шахтоуправление "Талдинское-Кыргайское" и "Шахтоуправление "Талдинское-Южное", а также "Талдинская трейдинговая компания" и "Обогатительная фабрика Талдинская". СМИ сообщают, что до 2014 года "Шахтоуправление "Талдинское-Кыргайское" находилось в совместном управлении Александра Щукина и Руслана Ростовцева, а с 2015 года оно принадлежит только Руслану Ростовцеву. Тем не менее на вопросе, кому на самом деле принадлежат шахты, стоит остановиться поподробнее.
В Арбитражном суде Кемеровской области ранее находилось дело о банкротстве в отношении АО "Шахтоуправление "Талдинское-Кыргайское", а сейчас рассматривается дело о банкротстве АО "Шахтоуправление "Талдинское-Южное". Так что финансовые неприятности возникли не только у Ростовцева, но и у предприятий, к которым он имеет отношение. Любопытно, что при таких обстоятельствах Ростовцев как председатель совета директоров ООО "УК Талдинская" подписывает социальные соглашения с администрацией Кемеровской области по финансированию местных программ. Но можно ли назвать в свете упомянутых судебных процессов предпринимателя и компании платежеспособными? Не выльются ли социальные программы в пустые обещания?
Но это - к слову. Важнее сейчас определиться, кто является истинным собственником угольных компаний, а также решить, что нужно делать для их спасения. В 2011 году, пишет пресса, московский чиновник и предприниматель Руслан Ростовцев вошел в состав участников ООО "Талдинская угольная компания" (ТУК, шахта "Кыргайская", "Прокопьевский угольный разрез" и строящаяся шахта "Талдинская-Южная"). До 2015 года партнеры работали слаженно.
ООО "Шахта "Кыргайская" учредила 19 июля 2010 года ЗАО "Шахтоуправление "Талдинское-Кыргайское", а ОАО "Разрез "Новоказанский" учредило 18 июня 2010 года ЗАО "Шахтоуправление "Талдинское-Южное".
При этом необходимо отметить, что Александр Щукин, как рассказывают СМИ, в целом вкладывал большие средства в развитие и восстановление шахт. Причем делал это в той ситуации, когда, как написали СМИ, администрация Кемеровской области посчитала, что владельцы шахты бросили свое предприятие.
В целях возврата денежных средств, инвестированных Щукиным в ряд проектов, Щукин и Ростовцев договорились, что учрежденные ими компании обязались отвечать за исполнение всех обязательств. Выполняя мероприятия по переоформлению акций ЗАО "ШТК" и ЗАО "ШТЮ" акционеры Щукин и Ростовцев 30 октября 2013 года создали в городе Москве закрытое акционерное общество "Сибирь". В данном акционерном обществе они распределили акции по 50% каждому. Доказательством того, что Щукин и Ростовцев договорились о приобретении акций ЗАО "ШТК" и ЗАО "ШТЮ" на ЗАО "Сибирь", являются подписанные ими обоими лично протоколы общих собраний акционеров ЗАО "Сибирь".
Однако, как сообщают СМИ, в начале прошлого года стало известно, что добывающие активы ТУК перешли под управление московского ООО "Управляющая компания "Талдинская", председателем совета директоров которого стал Руслан Ростовцев. По данным СМИ, в кузбасском углепроме заговорили о том, что партнер "вытеснил" Александра Щукина из его же бизнес-проекта. Как пишет пресса, шахтоуправления являются предметом корпоративного конфликта между Щукиным и его бывшим партнером Ростовцевым, суды разных инстанций до настоящего времени рассматривают ряд исков.
Стаж работы Александра Щукина в угольной промышленности более 40 лет. Он является полным кавалером знака "Шахтерской славы" (награжден знаками 3, 2 и 1 степени), прошел путь от горнорабочего до руководителя крупной угольной компании, где сегодня, благодаря техническому перевооружению, повышаются объемы производства, улучшается качество продукции и условия труда. Но сегодня ему приходится вести юридические бои, доказывать право собственности на шахты, взыскивать долги с партнеров по бизнесу.
Думается, все образуется. Судебные органы накопили большой опыт в распутывании самых сложных хозяйственных конфликтов. Нет сомнения, что в конце концов они раскусят и дадут оценку на языке закона и "орешкам Ростовцева". А мораль? Рыночная экономика в нашей стране молодая, и, начиная какое-либо дело с партнерами, даже близкими друзьями, не стоит полагаться только на человеческое доверие. В мире денег надо заранее просчитывать каждый свой шаг.