В январе Савину исполнилось 30 лет, из них почти треть он трудится в главной футбольной команде страны. Еще студентом МГИМО в 2007-м он начал помогать Гусу Хиддинку - переводил голландца на тренировках и официальных мероприятиях. От себя добавлю, делал это блестяще. Поэтому никто не удивился, что Евгений остался в сборной и в эпоху Дика Адвоката. А летом 2012-го команду принял Фабио Капелло, одним из первых кадровых решений которого было утверждение Савина уже в должности менеджера сборной. С тех пор за все кроме собственно спортивной составляющей в команде отвечает Евгений. Накануне Евро корреспондент "РГ" подробно побеседовал с Савиным о том, как готовилась поездка наших футболистов во Францию.
Вашим первым большим турниром в этом статусе стал чемпионат мира в Бразилии. С какими ощущениями вспоминаете ту поездку и помогла ли она сейчас получше подготовиться к Евро?
Евгений Савин: Это огромный опыт - работа с таким тренером как Капелло на таком турнире. Мы очень тщательно и долго к нему готовились, пять раз летали в Бразилию. Впервые туда поехали в январе 2013-го, когда очень удачно начали отборочный цикл с четырех побед подряд и достаточно уверенно смотрели в будущее. К слову, когда мы приехали туда, выяснилось, что команд 10 уже определились с базами на время финального турнира.
Какие требования к базе были у Капелло?
Евгений Савин: Мы не должны были жить в городе и не рассматривали север страны, где очень жарко. Все-таки в Бразилии важную роль играет климат. Кроме того, отель нужен был высокого уровня, поэтому уже на предварительном этапе мы отсеяли кучу вариантов. Потому что за городом отелей хорошего уровня мало. А у ФИФА в этом плане очень жесткие требования - места для размещения можно выбирать только из официального каталога. Нам сразу понравился один вариант, но он еще в 2011 или 2012 году был забронирован за немцами. А по итогам жеребьевки немцам пришлось играть большинство матчей в более северных широтах, и они сменили место дислокации. Ну а поскольку мы стояли первыми в листе ожидания, то нам достался отель в Иту, где мы в итоге и размещались на время чемпионата.
Когда вы начали заниматься организацией размещения сборной на Евро-2016?
Евгений Савин: Мы были в переписке с коллегами из оргкомитета с лета прошлого года, но сами помните, какая была на тот момент ситуация. Не было главного тренера, какое-то время не было руководителя РФС. И поэтому первый конкретный наш визит во Францию был только в октябре после матча с Черногорией. Леонид Викторович нам тоже сразу озвучил свои требования. Это прежде всего качественные поля, хорошее восстановление, хорошего уровня отель и транспортная доступность - 30-40 минут езды от аэропорта и 10-15 минут до тренировочного поля.
У Леонида Викторовича нет "пунктика", как у Дика Адвоката, что жить нужно только в самом дорогом отеле?
Евгений Савин: В этом плане он жестких критериев не обозначал. Но мы изначально не рассматривали трехзвездочные отели, хотя были варианты в каталоге УЕФА жить на базе какой-то регбийной команды. И там уровень проживания, как говорят англичане, "very very basic", то есть очень простой. По-моему, кстати, его никто в итоге не взял, потому что три недели жить в таких условиях… Что же касается нас, то к осени 2015-го больше 80 процентов вариантов были забронированы. Во Франции, как и в Бразилии, невозможно было выбрать отель, позволяющий избежать перелетов. Изучив структуру календаря, мы поняли, что в любой группе нам предстоит минимум один перелет. И поэтому мы рассматривали именно Париж. Честно говоря, там и вариантов было больше всего.
Во Франции получилась похожая на Бразилию ситуация, ведь отель "Ренессанс" в Сен-Клу изначально тоже был забронирован другой сборной…
Евгений Савин: Да. Эта гостиница нам понравилась больше всего, но изначально она была зафрахтована Румынией. Мы встали в "лист ожидания", а в качестве основного выбрали другой неплохой вариант к северу от Парижа в местечке Шантийи. Там в итоге англичане поселились, а в 1998-м на чемпионате мира базировались испанцы. Также мы проехали всю Францию, смотрели варианты и на юге, и возле Лиона. Но с учетом неизбежных перелетов Париж логистически все равно удобнее всего.
Как в итоге вам достался "Ренессанс"?
Евгений Савин: После жеребьевки мы еще раз осмотрели оба основных варианта, и Леонид Викторович сказал, что ему "Ренессанс" симпатичнее. А коллеги из оргкомитета нам намекнули, что хоть румыны его и забронировали, непонятно, подтвердят ли. Там были какие-то разногласия между федерацией и главным тренером по этому поводу. И числа 15-16 декабря нам сказали: "Если хотите - берите, пока его никто другой не забрал". Мы там "прошли обкатку" в марте, когда приезжали в это место перед товарищеским матчем с французами. Отель очень опытный, туда перед домашними матчами заезжает ПСЖ. Обученный персонал.
Как я понимаю, минус состоит в том, что полностью "закрыть" под себя эту гостиницу сборная не смогла?
Евгений Савин: Да. Потому что отель достаточно большой. Это момент важный, особенно с точки зрения безопасности. И мы над ним активно работали совместно с оргкомитетом турнира, с МВД Франции. Отель нам гарантировал, что не будет никаких индивидуальных заездов из стран-участниц чемпионата Европы. То есть болельщиков Англии или той же России мы не встретим. Планируются только групповые заезды, которые предварительно согласуются с нами. Договорились о том, что каждого входящего в отель досматривают, гости проходят через металлодетектор. Честно говоря, изначально в списке практически не было отелей, которые можно закрыть целиком. Мы все-таки не сборная Германии, где в делегации порядка 120 человек.
Откуда столько?
Евгений Савин: У них традиция - в контрактах прописано, что спонсоры имеют право сопровождать команду всегда и везде. Это мне Оливер Бирхофф рассказывал. То есть, условно, "Мерседес" выбирает десять человек, и они живут со сборной, летают с ней и наслаждаются.
А в нашей делегации сколько человек?
Евгений Савин: Порядка 55-60, не больше. И отель на 109 мест, как "Ренессанс", выкупать, естественно, нет смысла.
Но при этом сборная все равно достаточно изолированно существует?
Евгений Савин: Да. Мы под себя полностью закрыли два этажа. Нам выделен нижний этаж, где расположены все переговорные, отдельная столовая, фитнес-зал, бассейн, сауна. С точки зрения приватности это радует.
А что скажете о поле, где тренируется сборная? Оно ведь в другом месте расположено.
Евгений Савин: Туда ехать 13 минут - мы специально по секундомеру замеряли. Перед Евро специально для нас поля перестелили. Там играла любительская команда, и предыдущее поле по уровню не соответствовало. Расходы по одному полю взял на себя УЕФА, а по второму - РФС.
Два поля - обязательное условие от Слуцкого?
Евгений Савин: На такой длительный срок лучше иметь два поля. Потому были у нас неприятные опыты. Когда идет сильный дождь, можно провести тренировку и газон чуть-чуть "убить". А поскольку работа ежедневная, никогда не знаешь, в каком состоянии будет это поле на следующий день. У нас на крупных турнирах всегда два поля - так было и в Австрии в 2008-м, и в Польше, и в Бразилии.
Сколько раз вы успели побывать во Франции за время подготовки к Евро?Евгений Савин: С учетом жеребьевки и семинара УЕФА - пять раз. Последний - в апреле, когда изучали поля и делали финальные приготовления по отелю. Смотрели, где и как будем расставлять тренажеры. Мы туда еще и русское телевидение провели. Есть одна технология, которая помогает. Мы и в Бразилии это, к слову, делали. Когда долго находишься за границей, начинаешь скучать по родной речи. Плюс матчи можно будет смотреть с русскими комментариями.
После того как вы провели несколько дней в этом отеле в марте, сделали какие-то коррективы на будущее?
Евгений Савин: У нас не было глобальных проблем, но мы более четко поняли, что нужно сделать. Например, сделать досмотр всех входящих. В принципе, во многих парижских отелях после известных событий это и так практикуется.
Отель до какого числа забронирован?
Евгений Савин: Стандартная процедура - каждый федерация должна забронировать гостиницу минимум на 20 дней. Мы заезжаем в ночь с 5 на 6 июня. Но если мы, не дай Бог, вылетели 21 числа, то нам возвращают деньги за четыре дня неиспользованных. А если задержимся дольше 20 дней, то в любом случае останемся на нашей базе. Все гарантии прописаны, и до финала нас никто оттуда не выгонит (улыбается).
Сборная еще 24 мая улетела в Швейцарию, и домой до Евро не возвращалась. Планы на поездку верстали заранее вместе с главным тренером?
Евгений Савин: Да. Мы садимся с Леонидом Викторовичем и утверждаем сбор, когда уже есть информация о месте и времени товарищеских матчей. Главный тренер говорит, как он видит подготовку, исходя из этого заказываем чартеры. С опытом я для себя определил, что чем лучше поработаешь до сбора, тем меньше всяких вопросов придется решать непосредственно на месте. Хотя они всегда будут. Это связано с той же заявкой на матч. Сейчас УЕФА много документооборота перевел в электронный вид. Есть специальные системы, куда вводишь всю информацию о команде. Так называемая платформа Time - в нее вводишь данные о прилетах-вылетах, контактные лица, и так далее. Заявка на матч тоже вводится в электронном виде - ею тоже я занимаюсь.
Второй важный вопрос - логистика. Если сборная выйдет в 1/8 финала, то существует четыре варианта, где он пройдет. Как все это заранее просчитать?
Евгений Савин: Мы уже запросили информацию у внутреннего перевозчика, которым будем летать по Франции, по поводу возможного перелета в Ниццу. Там нам играть, если займем второе вместо в группе. Такие вещи решаются в оперативном режиме, поскольку для авиакомпаний, которые этим занимаются, это бизнес. В голове они держат варианты, ведь кто-то в любом случае полетит.
То есть летать будете местными компаниями, не на своем самолете?
Евгений Савин: Внутри Франции делать рейсы российской компанией - это очень накладно и с финансовой, и с организационной точки зрения. Кстати, здесь важное отличие. В Бразилии все внутренние перевозки предоставлялись оргкомитетом. Мы за них не платили, не организовывали. Я просто должен был сказать, что мы хотим в такой-то день улететь туда-то. Здесь немного сложнее, поскольку все придется делать самим. Нам выдали список рекомендованных компаний, занимающихся авиачартерами, и мы с ними работаем.
С групповым этапом, наверное, все уже четко распланировано по перемещениям?
Евгений Савин: Мы летим в Марсель и Тулузу. В оба этих города отправляемся накануне матчей. В Лилль же решили ехать на автобусе.
Кстати, есть какое-то минимальное расстояние, на которое имеет смысл заказывать самолет?
Евгений Савин: Тут все зависит не от километров, а от дороги. Например, мы недавно играли два товарищеских матча в Краснодаре и Ростове-на-Дону. Там шла реконструкция трассы, и нам посоветовали лететь на самолете. Мы так и сделали, хотя несколько коллег из сборной все-таки поехали на машине. В итоге добрались почти одновременно - на машине минут на 40 дольше получилось. Поэтому все в индивидуальном порядке решается. Во Франции дорога до Лилля у нас займет 2 часа 45 минут от двери до двери. На самолете быстрее вряд ли получится. Нам обеспечен постоянный полицейский эскорт. К слову, так же было на товарищеском матче в марте. И хочу отдельно поблагодарить французских коллег, насколько четко и оперативно все было организованно. Нам понравилось.
О гостиницах, в которых команда живет непосредственно перед игрой, голова болит не у вас?
Евгений Савин: Нет. Там все четко. Есть команда А и команда В. И все заранее предначертано УЕФА. Мы ничего не выбираем, но и там мы побывали, все посмотрели и отработали заранее.
Игроки сборной в одноместных номерах живут?
Евгений Савин: В сборной все живут по одному. Бывали несколько раз ситуации, когда мы просто не умещались, и тогда некоторых членов административного персонала селили по двое. Но не игроков. Вообще сейчас у большинства команд из благополучных, скажем так, федераций, одноместное размещение.
То есть мы - благополучная федерация?
Евгений Савин: Я считаю, что да.
Просто на фоне разговоров о сложной финансовой ситуации в РФС это не совсем очевидно. Вам вообще приходится экономить?
Евгений Савин: Всю картину финансово-хозяйственной деятельности РФС я себе плохо представляю, но я не знаю, что значит "экономить". Мы в принципе всегда стараемся все минимизировать. Мы знаем наш уровень, достаточно высокий, и цену этому уровню. Но если кто-то пытается на нас заработать, мы стараемся этому всячески противостоять. В целом с точки зрения обеспечения сборной все делается в полном объеме. Расходов действительно много, особенно с учетом внутренних перелетов. Но бюджет сверстан, и у нас нет никаких запредельных и роскошных вещей.
Спортсмены - как большие дети. Один форму забудет, другой - аккредитацию. С футболистами много проблем в организационном плане?
Евгений Савин: Из таких форс-мажоров могу вспомнить только случай, когда улетали в Эмираты, и Саша Кокорин паспорт потерял. Но мы быстро эту ситуацию решили, и через два дня он уже присоединился к команде с новым паспортом. Что касается экипировки - им не надо ни о чем думать. Пусть думают администраторы. Если что-то ребята забыли - мы поможем и подправим. По поводу паспортов, аккредитаций мы постоянно напоминаем всем - не только футболистам, а вообще всем членам делегации. Визовые вопросы - тоже наша ответственность. Мы все проверяем - есть и в РФС визовая служба, и в команде человек, который занимается этими вопросами. У меня всегда перед глазами список, у кого есть действующие визы, а у кого нет. Я бы не сказал, что футболисты требуют какого-то особого контроля. За ними не надо ходить по пятам, достаточно один раз сказать.
Момент досуга во Франции обсуждали со Слуцким?
Евгений Савин: Конечно. Мы заранее обсуждали, чем будем занимать свободное время в отеле. Сделали специально оборудованную комнату - как, кстати, было и в Бразилии, и в Польше - с настольным теннисом, бильярдом, телевизором с игровой приставкой, настольными играми. Леонид Викторович взял на себя часть организации этого процесса, приобрел настольные игры, которые любят в ЦСКА.
Экскурсии не планируете? Или артистов приглашать?
Евгений Савин: Экскурсии мне сложно представить. Потому что график плотный - матчи через три дня на четвертый. Об артистах пока ничего неизвестно. Будем смотреть уже по ситуации - ничто не мешает нам что-то оперативно организовать.
Как вам со Слуцким вообще работать?
Евгений Савин: Лично мне с ним легко. Понятно, что он не является освобожденным тренером, и по ходу клубного сезона, может быть, мы видимся не так часто. Но остаемся на регулярной связи и общаемся каждый день. В моей работе с приходом Слуцкого ничего не поменялось. Из различий можно выделить лишь то, что Капелло очень много времени уделял деталям, тогда как Леонид Викторович больше внимания концентрирует непосредственно на спортивной составляющей, тренировочному процессу и так далее. Еще при первой нашей встрече мы с ним определили какие-то базовые вещи, кто за что отвечает. И регулярно решаем те вопросы, которые требуют согласования с ним. А дальше - все знают свою работу и ее делают. Проблем ни в коммуникации, ни во взаимодействии у нас нет ни внутри коллектива, ни с РФС, ни с главным тренером.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"