Судите сами: 57-километровый Готардский базисный железнодорожный тоннель задумали и спроектировали еще в прошлом веке, строили семнадцать лет - бурили и взрывали горный массив на глубинах от нескольких сот до 2300 метров. И что самое поразительное: проходку вели "вслепую", с двух технологических точек, а расхождение в месте встречи составило всего 4 сантиметра по горизонтали и один (!) - по вертикали.
- Нас, швейцарцев, - признался по этому случаю посол Швейцарской Конфедерации в России Пьер Хельг, - нередко считают скучноватыми, немного медлительными, лишенными особого воображения и чувства юмора. И это, конечно, верно. Но когда дело доходит до инноваций, надежности, точности и пунктуальности, то это про нас!
В тоннеле, который сократил время в пути от Цюриха до Лугано на 40 минут, сошлось многое из того, что составляет швейцарскую идентичность, отметил дипломат.
- Во-первых, это прямая демократия: для принятия решения о тоннеле и финансировании строительства понадобилось четыре референдума. Во-вторых, это открытость миру: две тысячи четыреста работников из пятнадцати стран, в том числе инженеры из Италии, Австрии, с Балкан, приняли участие в этом смелом предприятии. Оборудование тоже поставлялось из самых разных стран: от бурильных машин из Германии до подъемников из Южной Африки.
По словам посла, новый путь облегчит путешествие по Европе 20 миллионам пассажиров.
- Проезд по тоннелю сквозь Альпы займет не более двадцати минут, а ведь генералиссимусу Суворову в 1799 году пришлось затратить семнадцать дней, чтобы проделать тот же путь и пересечь Альпы поверху, через перевал, - заметил господин Хельг на приеме в Москве. - Войска Суворова совершили этот подвиг, чтобы освободить Швейцарию от французской оккупации, и мы сочли необходимым вспомнить сегодня об этом...
Северный портал тоннеля расположен в Эрстфельде (кантон Ури), южный - в Полледжо (кантон Тичино). Базовым тоннель называют потому, что он пробит сквозь подножие горного массива, разделяющего две страны. То есть в своей трассировке тоннель не повторяет очертаний гор, но проходит параллельно "базису" - подошве Готардского горного массива, что позволяет эксплуатировать тоннель в скоростном режиме. Смычка восточной и западной дистанций тоннеля состоялась 15 октября 2015 года между городами Седрун и Файдо. Поезда следуют одновременно в обоих направлениях, каждый по своей "трубе", что еще более увеличивает пропускную способность.
Предполагается, что с декабря 2016 года через этот тоннель будут ежедневно проходить 260 грузовых и 65 пассажирских поездов, при этом пассажирские составы будут развивать скорость до 260 километров в час. Регулярное сообщение по новой магистрали начнется именно в декабре, а до этого времени будут идти технические испытания.
Длина Готардского базисного тоннеля, который обошелся примерно в 12 миллиардов евро, на три с лишним километра превышает тоннель Сэйкан (53,85 км), который связывает японские острова Хонсю и Хоккайдо, и почти на 7 км - евротоннель под Ла-Маншем, длина которого составляет 50,4 км. По случаю запуска Готардского тоннеля монетный двор Швейцарии отчеканил две памятные монеты из золота и серебра. А для мобильных телефонов выпущено специальное приложение с возможностью интерактивного изучения истории тоннеля и даже экскурсий по нему.