Новости

09.06.2016 21:30
Рубрика: Экономика

Опять от меня сбежала...

Из-за проблем с региональным финансированием пригородных перевозок электричек может стать меньше
10 июня все регионы должны представить в минтранс свои комплексные планы по пригородному сообщению на следующий год. И с 10 июля начать работу по расчету тарифов на проезд пассажиров в 2017 год.
Число вагонов в пригородных электричках могут сократить из-за выпадающих доходов компаний. Фото: Евгений Волчков/ ТАСС Число вагонов в пригородных электричках могут сократить из-за выпадающих доходов компаний. Фото: Евгений Волчков/ ТАСС
Число вагонов в пригородных электричках могут сократить из-за выпадающих доходов компаний. Фото: Евгений Волчков/ ТАСС

Насколько может вырасти стоимость билета, будет зависеть в большей степени от региональных властей. Ведь именно они отвечают за все пригородное сообщение - как автомобильное, так и железнодорожное. Но на федеральном уровне также делается многое для того, чтобы тарифы оставались низкими.

Сейчас из федерального бюджета идет ежегодная компенсация платы за проезд электричек по железной дороге. Минтранс готовит проект постановления правительства об установлении коэффициента 0,01 к тарифам на услуги по предоставлению железнодорожной инфраструктуры в пригородном сообщении на долгосрочной основе, чтобы не нужно было пролонгировать льготный режим каждый год.

На следующий год перевозчикам предоставлены налоговые льготы, которые позволят им закупать материалы для обеспечения перевозок по более низкой стоимости. Уже принят закон, предусматривающий продление льготного периода налогообложения услуг по перевозке пассажиров пригородным железнодорожным транспортом на 2017 год по нулевой ставке НДС.

Аналогичные преференции действуют и в этом году, что помогает регионам поддерживать пригородные перевозки. Из федерального бюджета на 2016 год для финансирования льготного инфраструктурного тарифа для пригородных пассажирских компаний пойдет 37,1 миллиарда рублей. В бюджетах регионов на 2016 год предусмотрены субсидии на компенсацию выпадающих доходов перевозчиков в объеме 9,8 миллиарда рублей при потребности в 12,7 миллиарда рублей. С учетом представленных отчетов субъектами подтверждается план по увеличению финансирования еще на 1,2 миллиарда рублей.

Существующую систему финансирования пригородных перевозок стоит скорректировать, полагают эксперты

На 2016 год заключено 92 договора на транспортное обслуживание населения. При этом есть разногласия в части завышения величины пассажирооборота, принимаемого для расчета доходов, и неучета части экономически обоснованных расходов перевозчиков. По инициативе перевозчиков в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) направлено 18 заявлений на досудебное урегулирование разногласий. Понятно, что электрички никто останавливать не собирается, но ремонтировать состав и платить достойную зарплату сотрудникам средств не хватает. Ряд субъектов РФ пока не хотят возвращать долги за прошлые годы.

Сейчас из региональных бюджетов поступили субсидии в размере 2,3 миллиарда рублей за 2016 год, что составляет менее 18,5 процента годовой суммы совокупных выпадающих доходов перевозчиков и 709 миллионов рублей в счет погашения долгов прошлых периодов. Не финансировали пока пригородные перевозки в этом году 18 регионов. Есть отличившиеся в Центральной России, в Северо-Западном федеральном округе, Южном, Северо-Кавказском, Приволжском, Сибирском и Дальневосточном округах. Если ситуация не изменится, электрички там будут ходить реже или число вагонов в них станет меньше.

Так уже было в прошлом году, когда пригородным компаниям пришлось экономить и выполнять перевозки только на те суммы, которые были переведены на их счет. Есть еще другой вариант, что с июля или с начала 2016 года может вырасти стоимость проезда. Такое уже тоже было. Несколько лет назад тарифы в ряде регионов подскочили в несколько раз.

Существующую систему финансирования пригородных перевозок стоит скорректировать, считает председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. По его словам, возвращаться к модели перекрестного субсидирования движения электричек за счет грузовых железнодорожных перевозок не нужно, но логично было бы рассмотреть вариант, в котором в соглашении о перевозке пассажиров должен участвовать и владелец путей, то есть ОАО "Российские железные дороги". Именно РЖД разрабатывает график движения и может предоставить "нитку" для электрички.

Назначать электрички нужно в рамках планов, которые разрабатывают регионы. И здесь тоже нужен грамотный расчет, чтобы сделать перевозки более прибыльными, говорит эксперт. Еще стоит учесть, что в электричках ездят не только жители региона, из которого финансируются перевозки. Ряд пригородных направлений можно считать федеральными.

Экономика Транспорт Железные дороги Пригородные перевозки в регионах