09.06.2016 10:50
Поделиться

Тверская семья нашла ключи от счастья

Старшему сыну 18 лет, младшему - три года. Алексей и Тамара Клишовы воспитывают 11 детей. За родительский подвиг их наградил Владимир Путин - вручил орден "Родительская слава".

Клишовы из Западной Двины

…Всех поразило убранство кремлевских залов, только маленькая Яна заплакала. Но ее президент утешил, присев рядом и начав расспрашивать.

Яна хорошо помнит, о чем у нее спрашивал дядя. О том, слушает ли маму и помогает ли ей. А маме Тамаре она сказала, что он "хорошо пахнет" - так оценила мужской парфюм. Заплакала же потому, поясняет Тамара, что сильно переутомилась в тот день, так как были на экскурсии и много ходили.

Семья живет в Западной Двине Тверской области. Тамаре 45 лет, Алексею 51 год. Город невелик - менее десяти тысяч человек. Есть красивая беседка на главной улице и то, что в других городах называют парками, а здесь - тепло и вполне по-русски горсадом. Был деревообрабатывающий комбинат, где работали полторы тысячи человек, но теперь там торгуют автомобилями и прочим добром.

От лесной славы остались только опилки и дрова. Их так много, а современные котлы так производительны, что горожанам газа не видать. Дома отапливают самым древним способом. Клишовым нужно на зиму не менее тридцати кубов, хотя их дом невелик: тринадцать человек живут на шестидесяти квадратных метрах. Но нынешним летом власти пообещали построить второй этаж, для чего придется на все лето выехать к родственникам. С временным приютом сложностей не будет. Алексей говорит, что у его отца на праздники собирается почти сотня ближайших родственников:

- Я вырос в семье, где было четырнадцать детей. И всегда хотел иметь большую семью. Причем условия жизни у нас были не в пример тяжелее.

Философия семьи

Тамара и Алексей говорят, что если Бог дает детей, то дарит и силы на их воспитание. Глава семьи был и остается трудоголиком, но надорвал сердце, после чего получил инвалидность. Теперь живут в основном за счет пенсии и детских пособий, а также собственного огорода. Могут еще помочь братья по вере - в городе еще несколько таких семей.

Детей не баловали, но и ежовых рукавиц не применяли. Иное дело - трехлетний Серега. Любимца семьи стараются избаловать с пеленок, но он не поддается.

- Скорее, уже дети нас избаловали, - шутит Алексей.

В том смысле, что теперь часть взрослых хлопот сыновья и дочери взяли на себя, а родителям удается вечером даже погулять по городу. Больше забот, конечно, у мальчиков, потому что они - старший отряд. Подряд у Клишовых родились семеро сыновей. Тамара вспоминает, как ее терзали знакомые: "Говорила, что хочу сыновей, а они не верили. Но я не врала. А когда уже семья пополнилась девочками, пришло новое счастье". После дочерей родился "первенец второго десятка" Серега. Он еще не подозревает, что в доме тесно. Взрослые ребята это знают, но приспособились и к тесноте, и к скромному достатку. Уроки делают по очереди, единственный ноутбук тоже научились использовать так, чтобы всем доставались цифровые блага. Тамара коротко изложила философию семьи:

- Мы учим детей радоваться каждому дню. Солнце светит, все здоровы - вот это ценное, а все прочее - преходящее. Может, в душе они большего хотят, но не сетуют.

"Счастье надо ценить"

Двое старших сыновей готовы к взрослой жизни. Алексей хочет стать архитектором, брат - заняться логистикой. Учиться будут в Петербурге, если все сложится удачно. Там много родственников, а их помощь нужна. Но пока между экзаменами они заняты домашними заботами. У старших детей их больше, чем у младших, хотя и те не бездельничают.

Девятилетний Тимофей, спрыгнув с велосипеда, рассказал, что на нем много обязанностей:

- Подметаю, убираю, на кухне. Работать, наверное, не люблю. Если братья меня обижают, то я потом я отомщаю. Они меня ударили - а я еще хуже.

"Учим детей радоваться каждому дню: солнце светит, все здоровы - это главное"

"Отомщаю" звучит гораздо милостивее, чем "мщу". К тому же отец помогает исправить образ саморазоблачителя:

- Лет шесть ему было. В шесть утра встал, сказал, что пойдет дрова колоть. Я тогда боялся, что топором себя покалечит.

Тимофей имена всех братьев вспоминает легко, а вот с возрастом путается. Впрочем, даже взрослые не сразу безошибочно могут назвать день и год рождения детей - поди упомни всех. Однако семейные праздники свято чтят, как и государственные. Более того, в прихожей Тамара повесила портрет президента: "Мы считаем, что дети должны знать, в какой стране живут и кто у нас президент. И еще мы убеждены, что людей надо настраивать на оптимизм. Я тоже выросла в большой семье, у нас росли шестеро детей. Водопровода даже не было. Когда лежала в больнице, видела новорожденных, которые перенесли уже несколько операций. Это жизненная катастрофа. Но если дети здоровы, то такое счастье надо ценить".

Воспитывают друг друга

В городе о Клишовых хорошо знают. Людмила, работавшая медсестрой, говорит, что очень уважительно относится ко всей семье: "Алексей мне не раз помогал. Они очень отзывчивые люди". Внутрисемейной отзывчивости учат своих ребятишек и старшие Клишовы. По словам Алексея, которого жена называет хорошим организатором, бессмысленно использовать кнут: "Нужно увидеть и понять способности детей. Они очень разные у нас. Одни любят хлопотать дома, другие умеют делать покупки, подыскивая продукты подешевле. До четырнадцати лет старшие сыновья по очереди мыли посуду, убирали дом, сейчас орудуют в кочегарке, колют дрова, протапливают баню. Париться любит даже самый маленький, Серега. У девочек тоже забот хватает".

В том числе и у "президентской внучки" Яны. Ее обязанность - быть любимицей. Родители признаются, что младших детей стали баловать в отличие от старших. Одновременно ощущают и то, насколько внимательнее и заботливее стали взрослые сыновья к ним самим. Будущий архитектор Алексей говорит, что теперь уже вполне понимает, какую ношу несут родители: "Но помочь мы им сможем лишь тогда, когда выучимся". В действительности они помогают уже сейчас - и сочувствием, и домашней работой, и хорошей учебой. В каждом слове Алексея и Тамары сквозит эта благодарность.

Разумеется, иногда от перенапряжения или вынужденного ночного бдения нервы сдают, но справляются и с этим. Иное дело - будущие тревоги.

- Район большой, а населения нету, - печалится Алексей. - Земли много, а работать некому, потому что молодежь уезжает. Но мы надеемся, что все будет хорошо. У нас в городе недаром бум рождаемости. Когда на улице собирается множество детей - и наших, и соседских, - на душе радостно.

В школе кто-то удивляется, что у Клишовых огромная семья, а кто-то завидует. Но завидуют, понятно, не тому, что нужно трудиться круглые сутки. И все же сейчас полегче, говорит Тамара:

- Дети уже друг друга воспитывают. Младшие смотрят, как старшие ведут себя. Что-то не так сказал - ребенок сразу впитывает. Маленьких всем за счастье баловать. Серега чувствует себя царем уже. При всем том старшие очень следят за тем, чтобы младшие трудились: мы делали, а почему эти не делают? Куда убежали? Помогите сначала родителям.

P. S.

Поездка в Кремль стала для семьи радостным потрясением. Алексей говорит, что ощутил человеческую простоту и добродушие президента. Его пресс-секретарь Дмитрий Песков спрашивал после вручения награды, как живется в Западной Двине.

- Почему в список попала наша семья, я не знаю, - говорит Алексей. - Москва сама выбрала нас.

Бюджет и быт

На питание Клишовы тратят почти все семейные доходы. Даже если исходить из сумм прожиточного минимума, семье нужно под сто тысяч рублей в месяц, а получают разве что треть. Однако не голодают. Помогает огород, где сыновья экспериментируют с выращиванием картошки в мешках, а также лес. По полтонны березового сока заготавливают каждую весну. Клишовский квас с солодом и медом - чудо!

- Мы не любим жаловаться, - говорит Тамара. - С участка получаем картошку, лук, овощи. Ягод в лесу хватает. Выезжаем, закваску делаем. Дети не пьют искусственные напитки. Знают, что они вредны. Молоко, творог, мясо тоже не покупаем в магазине, а берем у фермера. Он сам привозит нам, иногда в долг может дать. Из молока я делаю кефир, творог. В доме всегда есть сметана, сырники.
Сама Тамара успевает творить. Она делает картины из различных материалов и вещи для детей. На волосах дочерей - дивные заколки, похожие на букетики.

Из живности дома только кошка. Во-первых, расчеты показали, что выращивать скот невыгодно, во-вторых, убежден Алексей, дети "прирастают" к любой живности:

- Она с тобой растет, а потом надо под нож пустить ее. Ясно, что для ребенка это будет трагедия.

Обычно старшие ребята встают в семь утра и до школы успевают растопить котел, подготовить бутерброды. Обязанности не расписаны, но их все знают. Все ребята занимаются спортом, любят читать, учат друг друга играть на гитаре. Тамара приводит шутливые слова мужа: "Он говорит, что у нас много комбайнов. Живых. У нас и дровосеки, и посудомойки. На кнопку нажимаешь - работа завертелась. Ребята следят, чтобы чисто было, чтобы с ногами грязными никто не залезал на кровать".