На вопросы "Российской газеты" отвечает вице-президент Объединенной судостроительной корпорации по техническому развитию Дмитрий Колодяжный.
Не так давно президент ОСК Алексей Рахманов и президент НИЦ "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук подписали двухстороннее соглашение и назвали его "плацдармом для совместного движения вперед". Для чего потребовался договор и что он предусматривает?
Дмитрий Колодяжный: Сами по себе работы Курчатовского института изначально представляли огромный интерес для ОСК по ряду направлений. Во-первых, это атомные силовые установки кораблей и судов и все, что с этим связано. Профильная деятельность института затрагивает эту сферу, и работы ведутся широким фронтом, начиная от проектирования установок с учетом требований заказчика и заканчивая их испытаниями, а также утилизацией ядерного топлива. Мы заинтересованы в работе по этим трекам, связанным со всеми стадиями жизненного цикла атомных установок.
ОСК также интересен и второй блок деятельности курчатовцев - материаловедческий. Недавно произошло событие, которое еще больше расширяет фронт нашего взаимодействия в этой сфере: в структуру НИЦ "Курчатовский институт" влился наш профильный материаловедческий НИИ "Прометей". Этот блок затрагивает все работы, связанные с металлическими, неметаллическими, композитными материалами, а также всевозможными связующими.
Мы работаем и планируем развивать наше сотрудничество в области сварочных технологий, использования композитных, керамических материалов, ведем совместные работы по трибологическим изделиям, покрытиям и по ряду других направлений.
Какие научные (проектные) организации и производственные коллективы вовлекаются в такую совместную работу?
Дмитрий Колодяжный: Практически все без исключения организации ОСК. Потому что, если говорить о "Прометее" как части Курчатовского института, то использование любых материалов в судостроении требует проведения исследований и испытаний, подтверждающих те или иные характеристики и свойства. Любые изменения, как в материалах, так и в технологиях их обработки, требуют соответствующих подтверждений. Поэтому все без исключения КБ и заводы ОСК, которые работали с "Прометеем десятилетия, будут продолжать сотрудничать с ним - уже как с частью Курчатовского института.
Если говорить об атомной тематике в нашем сотрудничестве, то это охватывает и военное, и гражданское направления в деятельности ОСК, включая конструкторские бюро "Рубин" и "Малахит", предприятия "Севмаш" и ЦС "Звёздочка". Атомная ледокольная тематика - это уже связка "Балтийского завода" и ЦКБ "Айсберг". Одним словом, взаимодействуют все без исключения.
Где и когда запускаются или уже запущены совместные проекты?
Дмитрий Колодяжный: Совместные проекты с тем же "Прометеем" у предприятий отрасли существуют десятилетия. Мы всегда активно сотрудничали с этим институтом, есть сотни договорных работ, совместных исследований и внедрений. Среди недавних - отработка новых сварочных технологий и внедрение новых сплавов в судостроении. Ведутся работы по использованию композитных материалов при постройке корпусов, а также в судовом машиностроении.
С самим Курчатовским институтом нас связывает ряд новых проектов. Например, имитационное моделирование возможных процессов в объектах с атомными энергетическими установками. Имеются некоторые экологические проекты, связанные с переработкой и утилизацией ядерных отходов.
Как это увязано с решением задач импортозамещения в военном и гражданском судостроении?
Дмитрий Колодяжный: Это блок работ, связанный преимущественно с НИИ "Прометей". Научные работы Курчатовского института всегда были на самом высоком мировом уровне. Причем у курчатовцев все и так отечественное - как материалы и технологии, так и конструкторские решения.
С "Прометеем" сейчас ведется ряд работ, которые направлены на замещение некоторых импортных материалов и внедрение в действующее производство их аналогов. Параллельно разрабатываются материалы и технологии, направленные на импортоопережение. Не секрет, что сейчас имеется ряд санкционных ограничений, связанных с поставками для нужд предприятий ОСК. Взаимодействие с "Прометеем" как раз и направлено на то, чтобы устранить эти возникшие трудности.
В середине 2016 года ожидается спуск на воду нового атомного ледокола "Арктика". Что в нем действительно нового и каким будет вездеход для Арктики следующего поколения - тот, что еще проектируется?
Дмитрий Колодяжный: Благодаря использованию переменной осадки ледоколы данного проекта способны эффективно работать как на арктической глубокой воде, так и на мелководье, в руслах полярных рек. Данная особенность позволяет заменить этими ледоколами и ледоколы предыдущего поколения "Арктика", и суда типа "Таймыр". При строительстве следующих двух ледоколов этой серии будет обеспечиваться прежде всего совершенствование основных технических характеристик при оптимизации эксплуатационных расходов.
Ситуация в России и вокруг нее побуждает думать о поддержке отечественных производителей и развивать необходимые компетенции у себя дома. А недавно пришло сообщение, что многофункциональное ледокольное судно для "Совкомфлота" заложено в Хельсинки - на финской верфи ОСК Arctech Helsinki Shipyard. С чем это связано и нет ли здесь противоречия с общей линией на поддержку судостроения в своей стране?
Дмитрий Колодяжный: Во-первых, следует отметить, что ОСК является владельцем этой финской верфи. А во-вторых, здесь налицо взаимовыгодное взаимодействие российского Выборгского завода и финской верфи Arctech Helsinki Shipyard. И в этом сотрудничестве видится много плюсов: коммерческих, технологических и других. Это хороший пример кооперационного взаимодействия в ледокольном направлении.
Создание специальных судов, технических средств и новой энергетики для работ на арктическом шельфе - это вопросы неопределенного будущего или ближайшая перспектива для ОСК?
Дмитрий Колодяжный: Это и уже реализованные проекты, и отличная ближайшая перспектива, опирающаяся на имеющийся в ОСК научно-технический задел. Стоит назвать ледостойкую стационарную платформу "Приразломная", имеющую определенный ледовый класс, а также отметить, что корпорация обладает большим количеством технических наработок, позволяющих реализовывать различные объекты для безаварийного функционирования в арктических условиях.
Техническое перевооружение российских верфей требует и соответствующей подготовки кадров - в том числе основных рабочих специальностей. Какие здесь достижения и проблемы? Чей опыт (каких заводов) заслуживает того, чтобы о нем рассказать?
Дмитрий Колодяжный: ОСК активно налаживает взаимоотношения со своими профильными вузами, которые имеют специализированные кафедры для подготовки специалистов судостроительного профиля. Это, прежде всего, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и Северный арктический федеральный университет в Архангельске. Сейчас корпорация приступает к масштабному проекту по взаимодействию с Севастопольским государственным техническим университетом.
Продолжается взаимодействие с вузами общей машиностроительной направленности, потому что специалисты в области обработки металлов на станках с ЧПУ, в области аддитивных технологий, композиционных материалов - это профессионалы, которые способны работать во всех отраслях, а не только в судостроении. Здесь хочу отметить широкое взаимодействие с Санкт-Петербургским политехническим университетом и еще целым рядом ведущих российских технических вузов.
Кроме образовательных процессов, ОСК активно занимается проведением инженерных конкурсов, направленных на популяризацию судостроения и привлечение в отрасль молодых талантливых специалистов. К примеру, в конце прошлого года состоялся конкурс инженерного мастерства среди студентов и аспирантов. Проекты победителей конкурса получили реальное воплощение в работах КБ корпорации. Мы придаем огромное значение этой работе и будем продолжать ее с привлечением новых участников из числа студентов и молодых ученых.
"Севмаш" создает центр 3D-технологий
На отраслевой молодежной научно-технической конференции, которая состоялась этой весной в Северодвинске, в Доме техники ПО "Севмаш", гости и хозяева обменялись опытом использования новых информационных технологий в конструкторской подготовке производства. Мероприятие было организовано под эгидой Объединенной судостроительной корпорации и проходило с участием ее руководства. Заглавный доклад сделал вице-президент ОСК по техническому развитию Дмитрий Колодяжный.
В сообщениях и презентациях вели речь на самые актуальные темы, включая систему управления жизненным циклом продукции, использование IT-технологий в конструкторско-технологической подготовке производства, электронные архивы, моделирование производственных процессов, использование 3D-моделей и многое другое.
Внедрению передовых 3D-технологий на предприятиях и в организациях отрасли сейчас придается особое внимание. Как отметил главный конструктор ПКБ "Севмаш" Юрий Спиридонов, с целью передачи и тиражирования опыта ведутся работы по созданию на базе ПО "Севмаш" отраслевого центра 3D-технологий. Полагают, что это даст экономический эффект, позволит существенно сократить стоимость и сроки постройки кораблей.