Новости

09.06.2016 11:00
Рубрика: В мире

Картины маслом

В Киргизии впервые после объявления суверенитета нашли деньги на реставрацию полотен известных художников
Правительство страны выделило Национальному музею изобразительных искусств имени Гапара Айтиева 855 тысяч сомов на реставрацию 16 картин.
Уже отреставрированные картины выставлены в залах музея. Фото: Евгения Евреинова Уже отреставрированные картины выставлены в залах музея. Фото: Евгения Евреинова
Уже отреставрированные картины выставлены в залах музея. Фото: Евгения Евреинова

Целевое назначение

Согласно закону, на проведение реставрации полотен был объявлен тендер, по условиям которого потенциальные реставраторы обязательно должны располагать опытом работы: иметь в багаже не менее двух восстановленных картин. Правда, конкурса как такового не получилось. Участвовать в тендере выразил желание лишь один мастер, который и направил заявку.

Как пояснила "РГ" главный хранитель музея Айгуль Мамбетказиева, большего, впрочем, и не ожидалось. К сожалению, в республике живет лишь один мастер - Таалайбек Усубалиев, который может выполнять реставрационные работы особой сложности. И он, как ни удивительно, даже не состоит в штате музея.

По словам Мамбетказиевой, допускалось участие в тендере иностранных мастеров, но желающих не нашлось. Между тем именно благодаря Таалайбеку Усубалиеву удалось восстановить несколько работ, которые нуждались в экстренной реконструкции. Причем сделал он это безвозмездно, использовав свои материалы.

- Талаалайбек Усубалиев - выпускник академии имени Репина в Санкт-Петербурге, - рассказала Айгуль Мамбетказиева. - Он будет заниматься реставрацией 16 картин, которые посвящены теме восстания 1916 года. Труд реставратора сродни искусству ювелира. Много времени уходит на правильный подбор материалов - кистей, грунтовки, красок. Естественно, такое мастерство должно хорошо оплачиваться. Но вот как раз на это денег и не хватает. Даже самая мелкая работа по восстановлению холста сегодня оценивается в сумму около семи тысяч сомов. То есть сберечь народное достояние - дело весьма дорогостоящее.

Мамбетказиева сообщила, что в первую очередь будут приведены в порядок картины Семена Чуйкова, Владимира Образцова, Вадима Рындина и других, не менее известных авторов той эпохи. Полотна были написаны в 1934-1936 годах специально к выставке, приуроченной к 20-летию восстания. Аналогичное мероприятие проводится и в этом году. На вернисаже будут представлены картины, которые показывают дореволюционное прошлое Киргизии, годы становления республики после октября 1917 года и социалистический Киргизстан.

Планируется, что весь процесс реставрации займет около восьми месяцев, после чего работы будут выставлены в тематической экспозиции.

В порядке очереди

К сожалению, на приведение в порядок других полотен, не относящихся к событиям 1916 года, денег пока нет. Объем финансирования музея продолжает оставаться ниже допустимых пределов. К музейным экспонатам предъявляется требование храниться вечно, а ведь они имеют свойство стариться.

Сегодня в запасниках ожидают реставрации произведения как выдающихся русских классиков - Ивана Шишкина, Ивана Айвазовского, Василия Верещагина, так и знаменитых киргизских мастеров. Серьезные повреждения имеются у натюрморта Айнагуль Сыдыковой, значительно пострадал портрет художника Стрелковского.

Есть здесь настоящие шедевры, которые представляют большую историческую ценность. Например, женский портрет XIX века кисти неизвестного художника. Сейчас он покрыт горизонтальными трещинами. Здесь же находится одна из старейших работ - портрет Екатерины II, причем также кисти неизвестного мастера конца XVIII века. Холст экстренно нуждается в "лечении" и хотя бы в приличной раме.

- Каждый холст, на котором написана картина, имеет свою специфику, - пояснила Айгуль Мамбетказиева. - Любая картина, а тем более старая, очень уязвима. Ткань может растянуться или, наоборот, сжаться. Эти процессы происходят по разным причинам. И в них могут разобраться только специалисты, которых, увы, нет не только в штате музея, но и вообще в республике. Но даже если бы такие и были, то сомневаюсь, что пришли бы работать за нашу маленькую зарплату.

Кстати, недавно на спонсорские средства музею удалось приобрести современные кондиционеры, которые установили в музейных запасниках. С их помощью можно будет поддерживать в помещении постоянный температурный режим. Старые агрегаты, которые были установлены еще в советское время, могут выйти из строя в любой момент.

Отчет не сходится

Недавно Счетная палата республики опубликовала отчет о проверке финансово-хозяйственной деятельности музея изобразительных искусств имени Гапара Айтиева. Особых финансовых нарушений выявлено не было, но вот с холстами пришлось разбираться. Некоторых из них не оказалось в наличии, о чем аудиторам сообщили сами работники музея.

- Проблема учета картин существует с 1940-х годов, - пояснила Мамбетказиева. - Музейный оборот - процесс достаточно сложный. Одни работы отправляются на реставрацию, другие - на выставки, используются как украшения интерьеров в государственных учреждениях. Есть определенные нормативные правила учета и хранения художественных ценностей, находящихся в фонде музея, предусматривается списание некоторых работ, которые либо полностью пришли в негодность, либо были украдены.

Некоторые музейные ценности, как выяснилось, не вернулись с выставок еще в советское время. Так, в Киргизию не вернули ряд уникальных картин, вывезенных некогда в Швецию. Некоторые экспонаты музея потерялись на выставках во Франции, Дании и Латвии. Разумеется, не обошлось и без краж. О них, естественно, сообщалось в правоохранительные органы, там возбудили уголовное дело, но пока решение по нему не принято, экспонат по-прежнему числится в музее.

Надо сказать, что начиная с 1980 года руководство музея ежегодно обращается в министерство культуры с просьбой о списании утраченных работ, но вопрос не решен до настоящего времени. Итог удивителен. По документам в музее ряд экспонатов есть, а фактически их давно нет.

Справка "РГ"

Музей изобразительного искусства в Киргизии открылся в 1934 году. В его фонде насчитывалось около 70 работ, которые были получены из фондов Третьяковской галереи и Народного комиссариата просвещения. Сегодня в коллекции музея более 18 тысяч экспонатов. Это живопись, графика, скульптура и произведения декоративно-прикладного искусства.

В мире экс-СССР Киргизия