Поставлена задача в четырехмесячный срок, до 1 октября 2016-го, определить правовой статус центра, его полномочия и порядок учета государственными органами выпускаемых им решений. "При оказании государственной поддержки, - говорится в поручении главы государства, - исходите из необходимости сохранения независимости принимаемых центром решений от субъектов предпринимательской деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий и отраслевых органов государственной власти".
Для чего нужен такой центр и почему Владимир Путин особым образом акцентировал его независимый, надведомственный статус, "Российской газете" пояснили в рабочей группе. Как считает президент Фонда информационной демократии Илья Массух, который возглавлял подгруппу "Интернет+суверенитет", независимость и надведомственный статус нужны для того, чтобы объективно и эффективно мониторить госзакупки в сфере ИКТ, оказывать госкомпаниям и компаниям с госучастием экспертную и консультационную поддержку при выборе программного обеспечения и его создателей.
- Поэтому центр компетенции должен быть независимым и самостоятельным органом - равноудаленным как от поставщиков, так и от заказчиков, - убежден наш собеседник. - Это и защита от лоббизма, который в российских условиях нередко скатывается в монополизм.
По замыслу разработчиков из минэкономразвития, создаваемый Центр компетенции по импортозамещению в сфере ИКТ будет предоставлять госзаказчикам информацию о российском программном обеспечении и поможет с методической поддержкой органов власти в этой сфере. Насколько это актуально, показывает недавно проведенное исследование: в региональных органах власти и в муниципалитетах зависимость от зарубежного программного обеспечения - системного и офисного - превышает 90 процентов. То есть девять из десяти компьютеризированных рабочих мест "завязаны" на иностранный софт.
Напомним: для перехода на использование отечественного программного обеспечения уже сформирована необходимая нормативная база: принят Федеральный закон о создании реестра российского ПО и вышло постановление правительства о запрете на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей обеспечения государственных и муниципальных нужд. С 1 января 2016 года установлен запрет на приобретение государственными органами иностранного и определен порядок работы реестра отечественного ПО. К этому дню в реестр включены сведения о 950 программных продуктах. А к концу 2016-го, по прогнозам минкомсвязи, будет не менее 2,5 тысячи.
Поддержав создание нового центра компетенции, президент Путин дал и другое, прямо связанное поручение - сохранить до 2023 года существующие льготы IT-компаний. Важнейший пункт - страховые взносы на фонд заработной платы. Рабочая группа выступала за то, чтобы для IT-компаний сохранить их на нынешнем уровне, - 14 процентов. Минфин и минтруд сопротивлялись, настаивая на общих 30 процентах.
А между тем для IT-компаний, производящих программное обеспечение, фонд заработной платы - основная статья расходов. Поэтому от величины страховых взносов их деятельность зависит очень сильно. Для большинства представителей отечественной софт-индустрии увеличение страховых взносов до требуемых 30 процентов несовместимо с развитием, а в ряде случаев означает сворачивание бизнеса на территории России. Такие данные Игорь Щеголев приводил на совещании в апреле этого года и предлагал сохранить льготы для производителей отечественного ПО на уровне 14 процентов.
Глава государства, взвесив "за" и "против", принял эти аргументы и дал соответствующее поручение премьеру Дмитрию Медведеву.
Согласно действующей норме российские IT-компании, прошедшие специальную аккредитацию в минкомсвязи, платят взносы во внебюджетные фонды по общей ставке 14 процентов от зарплат в пределах базы для начисления. Однако минфин и минтруд предлагали поднять с 2018 года тариф до 21 процента, в 2019 году - до 28, а в 2020 году достичь общего для всего уровня в 30 процентов. У рабочей группы минэкономразвития изначально была другая позиция: закрепить бессрочно пониженный тариф для IT в 14 процентов (8 - в Пенсионный фонд, 2 - в Фонд социального страхования и 4 - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). Сохранение льготного тарифа, убеждали сторонники этой идеи, дает шанс нарастить объем отечественной наукоемкой продукции, включая программное обеспечение, и не допустить оттока IT-специалистов из России.