Более двух сотен ведущих генетиков мира уже несколько лет анализируют информацию, собранную проектом "1000 геномов" и другими международными базами биоданных. Чтобы выделить наследственные изменения, влияющие на склонность к учебе и науке, они сравнили примерно 9 миллионов мелких мутаций и сопоставили их с образованием, которое получили обследуемые.
В итоге исследователи выделили 74 участка ДНК, разные версии которых могли положительно или отрицательно влиять на способность к обучению. Однако эти области генома по отдельности имеют достаточно слабый эффект. К примеру, если взять самый "влиятельный" участок ДНК, то различия между его отсутствием и двойным наличием будут заключаться в девяти неделях учебы. То есть люди без этой мутации могут нагнать везунчиков с "хорошей" генетикой примерно за два месяца дополнительных занятий.
"На успехи в учебе влияют и гены, и окружающая среда. Те вариации в ДНК, которые мы нашли, отвечают лишь за небольшие различия в успеваемости. В среднем это от 0,43 до одного процента от общего уровня различий, - говорит Дэниел Бенджамин из университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. - Так что не надо называть их генами образования".
Результаты исследования опубликованы в журнале Nature. Специалисты надеются, что дальнейший поиск и изучение этих "не-генов образования" помогут понять, насколько успехи человека зависят от его наследственности.
Алий Асанов, заведующий кафедрой медицинской генетики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, д.м.н., профессор:
- В геноме человека содержатся сотни тысяч, если не миллионы участков ДНК, так или иначе связанных с реализацией способностей к обучению, художественной и другой творческой деятельности. Да и сам показатель - уровень образования, на который ориентировались наши западные коллеги, вызывает вопросы. Ведь причин, по которым человек не закончил или бросил учебу, может быть очень много: проблемы со здоровьем, несчастная любовь, появление ребенка, другие социальные или экономические предпосылки. И генетика играет тут далеко не первую роль.
Использовав современный молекулярно-биотехнологический подход (так называемый полногеномный поиск ассоциаций), западные коллеги, конечно, проделали огромную работу. Однако авторы сами признают, что различия в успеваемости, на которые влияют открытые ими участки ДНК, составляют меньше одного процента. На мой взгляд, намного большее значение для хорошей учебы имеет социальная среда, забота родителей, собственное упорство и трудолюбие. Представьте, что Михайло Ломоносов так и не дошел до Москвы. Каких успехов он бы достиг в рыбацкой деревне?
Безусловно, исследование полиморфизмов, связанными со способностями к учебе, представляют собой очередной шаг в поисках основных этапов формирования генетических основ предрасположенности к развитию сложно наследуемых признаков человека, в том числе широко распространенных и социально значимых заболеваний. Однако практическое применение результатов подобных исследований в отношении способностей к обучению я не предвижу даже в ближайшем будущем.