10.06.2016 21:25
    Поделиться

    Почему Кончаловский и Мединский не смогли выбрать памятник Ивану III

    Почему конкурсная комиссия РВИО отклонила все предложенные проекты памятника князю Ивану III?
    Конкурсная комиссия Российского военно-исторического общества (РВИО), специально созванная ко Дню России, приняла жесткое решение. Она отклонила все двенадцать проектов памятников великому князю московскому Ивану III. С формулировкой режиссера и председателя творческого совета РВИО Андрея Кончаловского - "ищите образ, гиперболу, масштаб личности, хоть на Угре, где эта личность начала создание России" - конкурс продлен до 1 августа.

    Заседание творческого совета РВИО, задуманное как выбор проекта монумента-победителя, предполагало в День России объявление на всю страну масштабного проекта. Памятник князю московскому Ивану III решено поставить не в Москве, а там где в 1480 году было Стояние на реке Угре - в Калуге. Именно поэтому заседание конкурсной комиссии открыл губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Все от него ждали объявления проекта-победителя, а губернатор был непреклонен.

    "Когда я смотрю на предложенные проекты, - говорит Анатолий Артамонов, - я к ним подхожу с мерками великого историка Ключевского. Он считал, что Иван III- "это точка отсчета триумфа российской государственности". Вот этого триумфа в конкурсных работах нет. А мы бы хотели, чтобы памятник Иван III стал именно триумфом страны и символом Калуги".

    Еще безжалостнее был министр культуры России Владимир Мединский. Он привел статистику голосования. Лишь два проекта из двенадцати получили по два голоса "за" членов конкурсной комиссии, один проект - один голос "за", все остальные, как выразился министр, "ушли в ноль".

    "Иван Грозный - я не оговорился, Ивана III величали не иначе как Грозным - был могучей личностью, - говорит Владимир Мединский. - Глядя на него, женщины падали в обморок, а мужчины теряли дар речи. Вот этой харизмы, просто примет живой личности нет ни в одном из представленных проектов. На них, как пошутил один из членов комиссии, "есть Иван III, Иван VI, Мономах, собирательный царь, просто царь, вплоть до "Ивана Васильевича меняет профессию", но нет масштаба личности, ее узнаваемости".

    С министром культуры согласился режиссер и председатель творческого совета ВРИО Андрей Кончаловский. Он заметил, что часть вины за то, что двенадцать творческих работ одна повторяет другую, есть и на конкурсной комиссии".

    "Мы задали четкие идеологические параметры - создать образ собирателя земель русских, - говорит Кончаловский, - но не разработали художественные критерии. В итоге все проекты похожи, но не видно главного - а что сделал Иван III? Думаю, так случилось потому, что ни на одном предлагаемом монументе не видно личности. Не видно дерзости мышления художника. Ощущение, будто макеты сделал один, а не двенадцать разных мастеров. Понимаете, у художников своего Стояния на Угре не случилось. Оно им нужно. Нужна раскованность, вплоть до "Укради у Микеланджело гиперболу!". "Укради у Мухиной метафору!". Не бойтесь преувеличения через которое можно рассмотреть масштаб исторического события. Убежден, что нам надо расковать художников. Путь это будет из стояние на Угре".

    Конкурс члены творческого совета единогласно продлили до первого августа. Они решили его сделать поэтапным: сначала каждый из конкурсантов предложит по три экскиза-проекта. Затем из них будут выбраны десять претендентов на победу, потом - пять, потом - победитель.

    Штирлиц на троне

    Об установке памятника и судьбе полузабытого русского царя, наш разговор с доктором исторических наук, профессором истфака МГУ Дмитрием Володихиным.

    - Уместен памятник Ивану III в Калуге?

    Дмитрий Володихин: В высшей степени уместен. Я считаю, что и Москва нуждаетcя в памятнике ему. Все-таки Иван III создал Россию как самостоятельное, независимое и великое государство.

    - Между тем, его имя в отличие от имени его внука - Ивана Грозного - ни у кого не на слуху. Иногда кажется, что если мы сместим фокусировку исторического внимания с Ивана IV на Ивана III, то окажемся в другой истории. Без тиранически-кровавых следов.

    Дмитрий Володихин: Такое смещение акцентов - с Ивана IV на Ивана III - в нашем историческом сознании было бы совершенно оправданным. Дело в том, что достижения деда на протяжении последних двух столетий приписывались внуку. За Иваном Грозным, например, держится слава человека, упорядочившего русские законы, но его Судебник 1550 года лишь "модернизированная" версия Судебника 1497 года, принятого Иваном Великим. Именно он первый распространил единые правовые нормы на все государство. Он первым достиг доминирования в отношении Казанского ханства. Он проводил очень удачную внешнюю политику в отношении могучей до этого Литвы и добился присоединения множества территорий к России.

    Хорошо бы расширить спектр нашего внимания к нему в учебниках, в научно-популярной и художественной литературе, в кино.

    - Его можно назвать положительным историческим персонажем русской истории?

    Дмитрий Володихин: Нет, он не "икона" и не святой. Правя на протяжении многих десятилетий, он отметился в истории и высоконравственными поступками, и сомнительными. Но, несомненно, он был исключительно талантливым государственным деятелем. Действовал продуманно, отличался стратегическим, масштабным мышлением, и очень дозировано применял в своей политике вооруженное насилие. Не любил ввязываться в войны, не любил лишнего кровопролития, а если начинал войну, то действовал либо по необходимости, либо гарантировав для себя победу и успех. Это был правильный правитель для России.

    - Закрытый человек, не похожий на артистичного тирана Ивана IV…

    Дмитрий Володихин: Да, я бы назвал его Штирлицем на троне. Исключительный прагматик, очень хорошо чувствующий, как будет развиваться ситуация в будущем, умеющий выжидать, чтобы нанести удар во время. Он никогда не афишировал своих намерений. И всегда рассчитывал множество вариантов развития ситуации, стараясь подтолкнуть события к осуществлению лучшему из них.

    - А внешний вид?

    Дмитрий Володихин: Некоторые историки предполагают, что Иван Васильевич с детства был горбат, и это увечье, хоть и не стесняло его движений, но не способствовало молодецкой удали. Правда, по свидетельствам иностранцев, великий князь Московский был высок, строен и обладал красивой наружностью. Изображений Ивана III, которые точно и достоверно передавали бы его внешность, до наших дней, увы, не дошло, нам остается только гадать. Скорее всего это был человек крупный, высокий. Ну а то, что он был горбат - это гипотеза.

    - Что самого интересного и яркого, по-вашему, появилось в его правление?

    Дмитрий Володихин: Главный - доныне - символ Москвы - кирпичный Московский Кремль. Его строительство начали и в значительной степени завершили именно при Иване III. Конечно, потом достраивали и расширяли, но основа была создана Иваном Великим.

    Справка "РГ"

    Что появилось при Иване III?

    - свобода от татаро-монгольского ига,

    - Судебник 1497 года - впервые на всей территории государства были введены единые правовые нормы,

    - кирпичный ансамбль Московского Кремля. Аристотель Фиорованти построил Успенский собор. Он также изготовлял порох и чеканил московские монеты (царь активно привлекал на службу иностранцев, искусных в военном, инженерном и медицинском деле),

    - двухглавый орел как герб России,

    - Русская церковь обрела внешнюю независимость от Константинополя и стала автокефальной. Однако отношения великого князя с церковью не были гармоничными, хотя он и не доходил до дикого самоуправства, как Иван Грозный,

    - годы расцвета "северной Фиваиды” - монашества северных русских земель вокруг Вологды и Белозерска. Русская церковная история прославилась трудами и подвигами святых Иосифа Волоцкого и Нила Сорского,

    - Россия избежала религиозных войн, охвативших в то время Европ,

    - Иван III не потерпел поражения ни в одной крупной военной компании,

    - Новгородская республика стала частью России,

    - Московское княжество выросло в три-четыре раза и превратилось в Россию.

    Поделиться