Юнус-Бек Баматгиреевич, недавно у вас давала концерты популярная российская певица Сати Казанова. Не только она, но и другие известные артисты стали приезжать в республику на гастроли. В связи с этим невольно возникает вопрос: Ингушетия уже ничем не отличается от среднероссийского региона?
Юнус-Бек Евкуров: Ингушетия и раньше ничем не выделялась от среднероссийского региона, но у нас был сложный период, когда произошел всплеск террористических и других преступлений. Такая атмосфера морально давила на население республики, влияла на отношение к ней в целом в стране. Жители других регионов старались к нам не ездить даже по служебной необходимости, не говоря уже об отдыхе. Что касается артистов, они тогда, наверное, и представить себе не могли гастроли в Ингушетии.
Сегодня республика другая. Это связано не только с кардинальным снижением террористической угрозы здесь. Параллельно с борьбой с преступностью мы занимались популяризацией региона, его красот и природных возможностей. В этом оказывал помощь федеральный центр и полпредство президента РФ в округе. Одна из первых задач, которую ставил в то время новый полпред Александр Хлопонин, - популяризация северо-кавказских регионов, демонстрация СКФО в другом свете.
Отсюда родилось много окружных проектов, которые стали брендовыми: молодежный форум "Машук", "Кавказские игры", прообразом которых являются ингушские состязания. Была создана корпорация "Курорты Северного Кавказа" и многое другое. В Ингушетию удалось привлечь десятки сторонних инвесторов, которые реализуют крупнейшие интересные проекты в самых различных сферах жизни.
В республику уже действительно не боятся приезжать знаменитые даже на весь мир артисты. Но подчас им продолжают задавать старый вопрос: как они решились сюда приехать. Сегодня так может удивляться только тот, кто находится во власти стереотипов, связанных и с Ингушетией, и с Северным Кавказом в целом.
А что в Ингушетии, да и соседних республиках, главное развлечение это …свадьбы - тоже уже стереотип?
Юнус-Бек Евкуров: Да, сегодня у нас есть куда пойти не только молодежи, но и взрослым людям. Построено немало досуговых заведений. Да и сами свадьбы сильно изменились. Несколько лет назад зачастую на них стало неинтересно ходить, потому что праздник трансформировался в скучную обязаловку. Поэтому я поручил республиканскому министерству культуры привлекать на свадьбы муниципальных артистов, чтобы они выступали там со своими номерами. Новшество многим понравилось. Появилась еще одна тенденция: если раньше, за редким исключением, свадебные торжества устраивались дома, то сейчас в Ингушетии становится популярным играть свадьбы в специально предназначенных для этого местах. В республике появилось немало свадебных залов, и заняты они уже на полгода вперед. Свадьбы перестают походить на рутинное событие, куда гости приходят отметиться, а превращаются в праздник для всех.
Продолжая затронутую вами тему о новых явлениях, не могу не отметить возникновение в Ингушетии нетрадиционных видов досуга: гонок на автомобилях и велосипедах по горам, прыжки с парашютом и других...
Юнус-Бек Евкуров: Развитие экстремальных видов спорта было одним из условий стратегии развития туризма в округе. В республике также приняли решение, что это интересно и нужно. Если мы сами не покажем себя с лучшей стороны, свои особенности и возможности, никто за нас этого не сделает. Но вот вопрос: а как это сделать? Подумали, и в Ингушетии стартовал турнир "Битва в горах" под всемирно известным брендом М-1 Global - международной компании, проводящей бои по смешанным единоборствам среди профессионалов. Они транслируются в прямом эфире, зрителями которого становятся десятки миллионов человек во всем мире. Перед этим я побывал на турнире М-1 "Битва на Неве" в Санкт-Петербурге. Считаю, в Ингушетии получилось более зрелищное мероприятие. Предстоящим летом "Битва в горах" станет юбилейной, пятой по счету. В Ингушетии дважды в год стали проводить Всероссийское авторалли, международные парашютные соревнования на точность приземления, состязания по бейсджампингу - наиболее экстремальному виду спорта, в котором используется специальный парашют для прыжков с фиксированных объектов.
То есть, хочешь пощекотать себе нервы и стать экстремалом, приезжай в Ингушетию?
Юнус-Бек Евкуров: Можно сказать и так. К сожалению, в республике на соревнованиях по бейсджампингу не обошлось без жертв, два парашютиста разбились о скалы. Но, как оказалось, такие трагедии еще больше подстегивают любителей этого вида спорта. После этих случаев Ингушетия стала привлекательнее для тех, кто увлекается бейсджампингом. По отзывам спортсменов, две наши площадки, с которых прыгают парашютисты, одни из самых интересных в мире. Но в республике не просто проводятся различные турниры, мы стараемся максимально продемонстрировать свои красивейшие места и природу. К примеру, во время "Битвы в горах" на склонах вблизи ринга пасутся стада овец и яки. Это делается специально, такая экзотика не может не привлекать. Спортсмены и гости республики уезжают неизменно в восхищении от девственной природы и национального гостеприимства ингушей. В высокогорье недавно открылось несколько современных бассейнов. Они предназначены для туристов, а летом туда приезжают на сборы команды из других субъектов округа, тренируются пловцы из Ставропольского и Краснодарского краев.
Учитывая кавказский менталитет, виды спорта, которые у вас развиваются, предназначены исключительно для мужчин, а чем может заняться женская половина населения республики?
Юнус-Бек Евкуров: В Магасе и Назрани открылось несколько женских фитнес-клубов. Построены ледовый дворец, бассейны, в которых отдельно есть время для мужчин и для женщин. Конечно, досуговых заведений для представительниц прекрасного пола в республике пока немного, но планируется увеличение их количества. Новые физкультурно-оздоровительные комплексы строятся с учетом залов для дам.
Как показывает практика, в Ингушетии сегодня муниципальные власти стараются сделать на своей территории что-то необычное, в Магасе, к примеру, появились дорогие остановки с кофе-машиной, электронной библиотекой, обдувом брюк... Как вы относитесь к таким "изыскам" на бюджетные средства?
Юнус-Бек Евкуров: Я не сторонник, чтобы такие остановочные комплексы были везде в республике, даже в том же Магасе. Но не против того, что их установили вдоль центрального проспекта республиканской столицы, который является частью туристического маршрута. В Европе подобные остановки тоже служат для привлечения туристов. Кстати, стометровую башню согласия - масштабную копию родовых башен ингушей - мы также построили в Магасе для гостей республики, а также Аланские ворота на въезде в город. Эти строения - лицо молодой столицы. У Назрани - свой "конек". Там имиджмейкеры сделали ставку на классиков литературы. Строится великолепный сквер имени Льва Толстого, открылись скверы Лермонтова и Пушкина. В планах - создать парк в честь ингушских писателей Идриса Базоркина и Саида Чахкиева. Город обретет бренд "литературной столицы" Ингушетии. Уверен, на такие вещи не нужно жалеть средств.
Чтобы делать жизнь красивее, нужны финансы. Статистика говорит, что в республике ежегодно растут налоговые поступления. Но сейчас повсеместно непростая, с точки зрения развития экономики и бизнеса, ситуация. Какой прогноз по собираемости налогов в регионе на этот год?
Юнус-Бек Евкуров: В первом квартале мы подняли планку по сбору налоговых платежей еще на 28 процентов. За счет чего? Несмотря на кризис, в республике открываются новые предприятия, большинство из них - на основе государственно-частного партнерства, малый бизнес регулярно получает поддержку из бюджета. Муниципалитеты совместно с фискальными органами активно продолжают выявлять фирмы, работающие нелегально. Недавно на совещании с налоговиками прозвучали такие цифры: за последние месяцы в республике было выявлено 1 700 незарегистрированных организаций, из них более 400 уже встали на учет и начали платить налоги. Большой вклад в пополнение регионального бюджета дает реализация в регионе федеральных целевых программ и частных инвестиционных проектов.
В этом году завершается реализация первой и пока единственной ФЦП социально-экономического развития Республики Ингушетия (2010 - 2016 годы). С ее помощью построили все, что необходимо региону?
Юнус-Бек Евкуров: Ни в коей мере. Изначально финансирование программы должно было составлять 72 миллиарда рублей. Если бы все эти средства были освоены и объекты построены, все равно Ингушетия отставала бы даже от соседних республик по обеспеченности населения социальными учреждениями, не говоря уже о промышленности и инженерно-коммунальной инфраструктуре. В итоге на ФЦП планировалось выделить 32 миллиарда, в реальности профинансировали всего 24. Тем не менее, и на эти средства сделано немало, введены социальные заведения, другие объекты, которых в Ингушетии никогда не было, даже в советское время. Вышли на трехуровневую систему обслуживания пациентов в медучреждениях, сократили количество школ, работающих в три смены, с 26 до семи, в две смены - с 67 до 44 процентов. В этом году трехсменка будет вообще ликвидирована в республике. В 2009 году в детские сады могли пойти всего шесть процентов дошкольников, садиков у нас просто не было, а сейчас - 23 процента. Какие-то проблемы Ингушетии будут решены в рамках программы развития Северо-Кавказского федерального округа с объемом финансирования 29 миллиардов рублей. Кроме того, рассчитываем на помощь руководства страны в дальнейшей реализации планов по строительству и оснащению социальных объектов. Может быть, удастся пролонгировать действующую ФЦП или примем новую программу, в рамках которой регион сможет подтянуться в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта.
Пару лет назад в Джейрахском районе появился первый курорт "Армхи". В то время развитие туризма в республике было очень обсуждаемой темой. Но складывается впечатление, что сейчас она отодвинулась на задний план. Достигли каких-то результатов, и на этом пока все?
Юнус-Бек Евкуров: Ингушетия - один из первых субъектов СКФО, где за короткий срок в полтора года на частные инвестиции построено несколько крупных туристических объектов - горнолыжные трассы, в том числе с искусственным покрытием, канатная дорога, бассейны, гостиница и другие. Но, привлекая внебюджетные источники, мы рассчитывали и на финансовую поддержку из федерального бюджета, от корпорации развития курортов Северного Кавказа. Инвестор построил в курортной зоне инженерную инфраструктуру и дороги, и ему должны были вернуть затраченные на это средства, которые он планировал вложить в дальнейшее развитие курорта, но, к сожалению, пока не вернули. Спасибо, что КСК выделила средства на проектирование "Армхи", надеемся, что в этом году будет разработан проект и второго ингушского курорта "Цори". Не смотря на скудность финансирования, работы ведутся. Горная Ингушетия включена в список, утвержденный правительством РФ, особых туристско-рекреационных зон. При этом туристов, приезжающих в Ингушетию, стало буквально в несколько сотен раз больше, чем пару лет назад. По прошлогодним итогам - более 30 тысяч, в советское время не было такого наплыва отдыхающих. Это не считая самих жителей региона, проводящих отпуск или уикенд в горах.
Многие инвесторы, работающие в Ингушетии, утверждают, что вы лично курируете каждый крупный проект, реализуемый в регионе. Это на самом деле так?
Юнус-Бек Евкуров: Я контролирую не только крупные, но и небольшие проекты. Составляю план ревизии строящихся объектов и стараюсь строго его придерживаться. По-другому нельзя. С целью сопровождения инвестпроектов в регионе создано специальное агентство. С инвесторами идет постоянный диалог, им помогают, предоставляют безвозмездно землю, налоговые и другие льготы. Но это не значит, что в этой сфере только по головке гладим. Если предприниматель тянет с реализацией задуманного, он лишается поддержки и выделенного ему под проект земельного участка. На прошлой неделе изъяли землю у двух инвесторов, которые только "разговоры говорили" и передали ее под другие проекты. Это послужило сигналом для остальных не сбавлять темп в работе. В Ингушетии сегодня реализуется много проектов, в том числе по линии фонда поддержки министерства промышленности РФ. Скоро сдадим завод по производству алюминиевых радиаторов общей стоимостью полмиллиарда рублей. До конца года запустим еще девять частных промпредприятий. На государственные средства строится швейная фабрика и светодиодный завод, на которых в будущем смогут трудоустроиться около тысячи человек. Всего рассчитываем в этом году получить до четырех тысяч новых рабочих мест только в промышленности.
Общеизвестно, что вы много работаете, при этом успеваете заниматься спортом, прыгаете с парашютом, причем вместе с сыновьями, старшему из которых семь лет. Откуда черпаете силы?
Юнус-Бек Евкуров: Дело не в избытке сил. К примеру, сегодня прилег после утренней молитвы и решил придумать причину, чтобы до обеда не пойти на работу (смеется). Сил у меня не больше, чем у многих других. Но ответственность другая. Брать максимум ответственности на себя меня приучила армейская жизнь, а еще раньше - отцовское воспитание. Наш отец был в хорошем смысле неугомонным. Если ставил детям задачу, обязательно проверял, как мы ее выполнили. Приучал нас к порядку. Мог дать поручение, а через неделю проверить, как оно выполнено, когда мы уже решили, что он о нем забыл. Выполнить что-то тяп-ляп было невозможно. И не просто ругал, если не сделали или сделали плохо, а объяснял: не пытайтесь обмануть или схитрить, если сегодня не приучите себя делать, что нужно, потом будете получать в жизни много тумаков. У меня есть еще одно неудобное для подчиненных правило: смотрю то, что считаю нужным увидеть. Поэтому "парадные" визиты на объекты здесь не проходят. И, как правило, стараюсь обойти все, начиная с чердака и заканчивая подвалом. К тому же приучаю окружающих чиновников, министров. Как-то поручил руководству министерства образования проверить одну из школ. Мне отчитались, что проверка проведена. Попросил предоставить план проверки, чем поставил чиновников в тупик. Возникает вопрос: а что проверяли?
В республике скоро пройдут выборы в Народное Собрание, а также представителей региона в Совет Федерации. На ваш взгляд, насколько изменится прежний депутатский состав?
Юнус-Бек Евкуров: Думаю, в республиканском парламенте будут перемены. Об этом говорит проведенный соцопрос населения. Есть депутаты, которых жители их участков даже в лицо не знают. Есть такие, которые долго "спят" и "просыпаются" только к какой-то дате или общественно-политическому событию и начинают заниматься показухой. Думаю, от таких избранников депутатский корпус избавится. Сейчас желающих стать депутатом Народного Собрания примерно более трех кандидатов на место. Планируем провести опросы по работе депутатов городских и сельских поселений.