10.06.2016 00:10
Поделиться

Вышла книга Александра Куприянова "Жук золотой"

Александр Купер. Жук золотой. - М: Планета, 2016.

Александр Куприянов (печатается под псевдонимом Александр Купер) - известный писатель и журналист, главный редактор газеты "Вечерняя Москва". А до этого поработал в "Известиях", "Экспресс-газете", "Комсомольской правде". Родился в Хабаровском крае.

Автор многих повестей и рассказов. В издательстве "Время" вышли в свет его кинороман "Надея", таежная повесть "Таймери", роман-таблоид "Ангел мой". В разные годы в издательстве "Художественная литература" выходили романы "Флейта Крысолова", "Не мой день". "Вагриус" издал первый роман-таблоид Купера "Лягунда". Первая часть повести "Жук золотой", теперь опубликованной полностью, была удостоена премии Московской Международной книжной выставки-ярмарки. По кинороману "Надея" писатель написал сценарий полнометражного художественного фильма. В 2016 году за кинороман "Надея" Александр Купер получил премию "Золотой Дельвиг" "Литературной газеты".

Повесть "Жук золотой" - это исповедь детства. Это не вымышленный роман, но читается он как увлекательная, почти авантюрная история. Странствия, приключения. Да и с самой рукописью этой повести были свои приключения. Написанная тридцать лет назад, она была потерянной. Но с ней в свое время успел ознакомиться Виктор Астафьев, одобрил и сделал свои замечания.

Очень хороший, чистый, ясный язык.

"Я всегда знал, что мой отец был капитаном.

Я хорошо представлял его. В черном мундире с желтыми шевронами и такими же, цвета тусклого золота, погонами на плечах. Погоны с аксельбантами. Как у адмирала Невельского. Разумеется, кортик у бедра. И, конечно, усы и кашне, фуражка с "капустой". Такая морская кокарда.

От него вкусно пахнет одеколоном и табаком дорогих папирос. Может, он курит трубку. Да. Так даже вернее. Трубка и белые перчатки".

Этот взгляд, эту интонацию ребенка передать очень трудно. Трудно, чтобы не сфальшивить, чтобы из-за плеча подростка не выглядывал взрослый дядя. Александру Куперу это удается.

"Отец поставил меня у штурвала, а сам встал за моей спиной. Он положил свои ладони на мои вцепившиеся в поручни штурвала ручонки. Я ухватился за колесо так, что, кажется, даже побелели костяшки пальцев. Он скомандовал: "Поднять якоря!"

А потом пришла мама с новым мужем, отчимом. И началась другая жизнь. Не такая романтическая, но не менее интересная.

Повесть Александра Купера хороша своими деталями. Они выписаны сочно, ярко, выпукло. Вроде ничего особенного не рассказывается, а читается увлекательно, как увлекательна любая жизнь в глазах ребенка.

Фантазии переплетаются с реальностью и рождают особый мир. Особый для героя. Для других - это, может, и обычный мир.

Но подросток все видит иначе. С годами это искусство зрения уходит, и если писателю удается сохранить его в себе, то и рождаются вот такие книги. Живые, нежные, порой смешные, порой грустные до слез.

"Нищенское детство, - пишет автор. - Но свое".

И этим все сказано.

В книге есть семейные фотографии, которые удачно ее дополняют.

Книга для семейного чтения.