11.06.2016 18:20
    Поделиться

    На "Ленфильме" открылась уникальная выставка

    Театрализованным перформансом, подготовленным для гостей, в числе которых оказались и корреспонденты "РГ", открылась на легендарной киностудии "Ленфильм" мультимедийная выставка "Босх. Ожившие видения". Артисты-перформеры воссоздали "Музыкальный ад" с картин Босха.

    Скрипачка Анфиса Калинина (живет и в Петербурге, и в Голландии) исполнила секвенцию Dies irae, ноты которой написаны на ягодицах одного из кающихся грешников на триптихе "Сад земных наслаждений" Босха.

    Ровно 500 лет назад ушел из жизни выдающийся нидерландский художник Иероним Босх, один из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. 2016 год в Европе объявлен Годом Босха. Петербург стал вторым - после Москвы - городом в России, куда приехала экспозиция компании Artplay Media. После Северной столицы она отправится в Берлин.

    Выставка расположилась в пятом павильоне "Ленфильма". В начале XX века здесь был известный петербургский рынок, примыкающий к саду "Аквариум". Именно тут Сергей Снежкин снимал в прошлом году исторический детектив "Контрибуция", а прежде некоторые эпизоды "Трудно быть Богом" снимал Алексей Герман-старший, работали Сергей Герасимов, Илья Авербах, Сергей Овчаров, снимали и клипы, и проект "Старые песни о главном". А еще это место примечательно тем, что здесь режиссер Григорий Козинцев впервые увидел актера Иннокентия Смоктуновского, сыгравшего потом у него Гамлета.

    Выставка "Босх. Ожившие видения" состоит из двух частей: в аванзале, который носит образовательный характер, информация о жизни и творчестве художника, включая самые невероятные версии, а в мультимедиазале зрители погружаются в мир образов живописца. (Представленные работы - не оригиналы, а ожившие на экранах босховские видения. Известные полотна препарированы, а непрерывный показ сопровождается негромкой музыкой).

    - Художник странный, мистический, загадочный. Почему мы выбрали его? Работы Босха очень хочется рассматривать - поближе, поподробнее. Я надеюсь, что для зрителей эта выставка станет шансом задуматься о персонажах Босха, забавных, невероятных существах, погрузиться в искусство, в мир удивительных фантазий, которые даже трудно себе представить, - заявила куратор выставки Яша Яворская.

    Босх - современник Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буанаротти. Мастер подписал всего несколько своих работ (принято считать: семь из тридцати). Неизвестны даты их написания и оригинальные названия. Сказочник, придумывавший различных чудовищ, дьяволят. Изобретательно изображавший людские страсти. "Праотец" сюрреализма, "почетный профессор кошмаров". Шифровальщик секретов алхимиков, астрологов и колдунов… Последователями Босха называли себя художники Сальвадор Дали и Макс Эрнст.

    Работа выставки продлится до 2 октября.

    Прямая речь

    Павел Герасименко, искусствовед, арт-критик:

    - Эта выставка - для тех, кто не сумел попасть - а это огромное количество людей - в Хертогенбос, музей в маленьком городе в провинции Северный Брабант в Нидерландах, где выставка Босха работала в мае круглосуточно. О чем нас заставляет задуматься этот вернисаж? Его девизом может стать: "Босх - наш современник", как бы ни банально это звучало. Ведь прилагательное "босховский", наравне с "кафкианским", не требует перевода, всеми понимается и используется по поводу разных явлений. В этом павильоне несколько лет назад Алексей Герман снимал свой последний фильм "Трудно быть Богом", к которому прилагались те же эпитеты, связанные с Босхом. Однако художник Босх современен, потому что его открытие и понимание произошли именно в XX веке. Если посмотреть на портрет этого человека и на его автопортрет, то можно увидеть, что это очень современное лицо - пожилого, серьезного, вдумчивого человека.

    Сегодня в айфоне люди смотрят картинки в маленьком размере. В мультимедиазале можно рассмотреть мельчайшие детали картин Босха, даже самые незаметные, в таком размере, что они поразят воображение. Босх для нас очень мультимедийная фигура, подобная выставка - это правильный подход к автору.

    Поделиться