"Пропуска в плен" для немцев заработали после битвы под Сталинградом

Необычный подарок детскому дому

Старший научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, полковник в отставке, кандидат исторических наук, профессор В.А. Чернухин передал уголку Воинской славы Прохоровского детского дома для девочек в 2014 г. советскую листовку на немецком языке для солдат немецкой армии. История этого документа оказалась необычной.

Перевод листовки позволил установить, что она была выпущена органами советской пропаганды к моменту танкового сражения под Прохоровкой в июле 1943 г. В документе приводились статистические сведения за 21 месяц войны: с июня 1941 г. по февраль 1943 г.

Листовка призывала немецких солдат задуматься о поражениях гитлеровской армии: из 21 месяца войны немцы наступали только 8 месяцев, а отступали или вели оборонительные бои в течение 13 месяцев. За это время, как утверждалось в документе, немцы потеряли убитыми, ранеными и пленными порядка 9 миллионов человек.

Документ написан сухим языком цифр и убеждает логикой изложения и фактами, которые должны привести немецкого солдата к неизбежному выводу: гитлеровская армия стала слабее и боится быть окруженной, попытки наступления обречены, а сдача в плен в данной ситуации - единственное спасение для немецкого солдата.


История, рассказанная фотоснимком

Во время Великой Отечественной войны листовка служила своеобразным "пропуском в плен" для бойца. Советские органы пропаганды печатали их для немцев с первых дней войны. Но тогда эффективность листовок была чрезвычайно мала. Немецкие солдаты были настроены враждебно. Приведем фрагмент письма к жене обер-ефрейтора Вилли Клеппера от 3 февраля 1943 г.: "Но горе нам, если мы не сумеем увенчать победой наши знамена! Но нет, так должно быть, ведь не может же быть, чтобы большевистская Россия стала управлять таким прекрасным государством, как наша прекрасная Германия. Об одной мысли об этом кровь кипит в жилах. Просто быть так не должно, что бы ни случилось, у нас должно быть много другого оружия для того, чтобы убить русских..."1 

Но после поражений немцев под Сталинградом "пропуска в плен" заработали. В том числе и в танковом сражении под Прохоровкой. Так, в донесении и.о. начальника отдела контрразведки СМЕРШ 5-й гвардейской танковой армии полковника Фролова и начальника 4-го отдела контрразведки СМЕРШ капитана Пояркова от 17 июля 1943 г. N 962 читаем: "14 июля сего года во время боев... у деревни Большие Подъяруги добровольно сдалось в плен нашим войскам отделение немецких солдат 6-го мех. полка 7-й танковой дивизии в составе командира отделения унтер-офицера Хайнца Шарфа, 1917 г. рождения, немца, ефрейтора Павеля Цумпеля, 1921 г. рождения, немца, ефрейтора Оскара Пуделя, 1913 г. рождения, поляка, рядового Эдмунда Лешика, 1921 г. рождения, рядового Курновского Ворика, 1924 г. рождения, поляка, ефрейтора Иогана Карла, 1909 г. рождения, немца, и рядового Яна Фринкеля, 1916 г. рождения, поляка"2. Итого 7 человек. При сдаче в плен они предъявили красноармейцам советскую листовку.

Каким было эмоциональное состояние сдавшихся в плен немецких солдат, позволяет судить фотография, сделанная 14 июля 1943 г. на фоне дома в селе Скоровка, в котором размещался штаб 5-й гвардейской танковой армии.

Этот населенный пункт находится примерно в 30 км от места сдачи - деревни Большие Подъяруги. Автор фото - заведующий организационным отделением политотдела 5-й гвардейской танковой армии Д.И. Кочетков, а название снимка - "Группа немецких военнослужащих, перешедших на сторону Красной армии в ходе боев в районе станции Прохоровка". Их также 7 человек. Судя по фото, пленные немецкие солдаты довольны и улыбаются.


"Кто вернется живым на Родину, тот будет счастливым"

Каковы же были обстоятельства сдачи в плен отделения немецких солдат? В статье "Боковой удар" Н.И. Овчарова пишет: "Сражение под Прохоровкой... характеризовалось исключительно большой напряженностью и разнообразием форм боевых действий. На одних направлениях велись наступательные и встречные бои, на других - оборона и наступление. Успех 12 июля складывался из многих слагаемых. Это, безусловно... слаженные боевые действия не только на главном направлении, но и на вспомогательных"3. Одним из них был вспомогательный удар противника в общем направлении на Корочу. Чтобы ликвидировать серьезную угрозу левому флангу и тылу армии, командующий армией приказал генерал-майору К.Г. Труфанову объединить части 92-й и 37-й стрелковых дивизий, а также свой резерв для уничтожения сил противника. В район деревни Большие Подъяруги был направлен отряд под командованием генерала Труфанова, в который вошли 1-й гвардейский мотоциклетный полк, 53-й гвардейский танковый, 689-й истребительно-противотанковый артполк и батарея 678-го гаубичного полка. В течение всего дня 12 июля отряд вел напряженные бои, а противник подбрасывал свежие резервы. В районе Больших Подъяруг завязался ожесточенный танковый бой. Согласно оперсводки от 12 июля 1943 года на 19.00, отряд генерал-майора К.Г. Труфанова занял оборону в районе Больших Подъяруг и вел разведку на юг. В этом направлении решалась судьба Прохоровского танкового сражения, и героизм советских солдат был массовым. Потерпев поражение 12 июля на направлении главного удара, гитлеровское командование своей задачей поставило окружение пяти дивизий 69-й армии, оборонявшихся в выступе между реками Липовый и Северский Донец. 13-14 июля центр завершающего этапа Прохоровского сражения сместился в район Сторожевое - Виноградовка - Ивановка - Большие Подъяруги. Противник силами 19-й танковой, 107-й пехотной дивизий и подошедшей танковой дивизии СС овладел близлежащими селами. Однако генерал Труфанов не допустил прорыва противника на рубеж Шахово. В этот день отряд уничтожил 20 немецких танков и до 100 солдат и офицеров, сам потерял 14 танков Т-34.

Немецкие солдаты и офицеры, взятые в плен в битве под Курском. / Родина

В такой напряженной боевой обстановке и произошла сдача в плен отделения немецких солдат. В донесении читаем: "6-й мех. полк 7-й танковой немецкой дивизии находился в обороне д. Бол. Подъяруги. Отделение, которым командовал унтер-офицер Хайнц Шарф, находилось в траншеях второй линии. Когда немцы... начали отступать, рядовой Ян Финкельман предложил не отступать, а сдаться в плен русским. Командир отделения унтер-офицер Хайнц Шарф поддержал его, никто из отделения не стал отступать, хотя возможность отступления у них была, а продолжали находиться в траншее. С подходом красноармейцев к траншее Хайнц Шарф предъявил советскую листовку, и солдаты сдались всем отделением в плен"4.

На допросе 16 июля Хайнц Шарф сдачу в плен объяснил следующим образом: "Видя, что Германия войну ведет безнадежно и учитывая заявление Геринга, что кто вернется живым на Родину, тот будет счастливым, я имел намерение перейти к русским и хранил советскую листовку, чтобы сдаться в плен. 14 июля с.г. такая возможность представилась, и я вместе со своим отделением сдался в плен"5. Ефрейтор Оскар Пудель также подтвердил, что остался в окопах для того, чтобы сдаться в плен, так как ему надоело воевать.


Так выглядела листовка, призывающая воинов вермахта сдаваться. / Родина

Задумайтесь!

Немецкие солдаты!

1. В первые 5 месяцев восточной военной кампании немецкая армия наступала по всему фронту и заняла около 1,4 миллиона км2 советской территории. Но это стоило немцам 4,5 миллиона человек убитыми, ранеными и попавшими в плен. В октябре 1941 года, утверждал Гитлер, Красная армия должна быть уничтожена и полная победа - дело следующих недель. Однако поражение немцев под Москвой показало, насколько безосновательны были его пророчества.

2. Затем с ноября 1941 по февраль 1942 года немецкая армия отступала по всему фронту, потеряв 150 000 км[2] ранее занятой территории и до 1,5 миллиона человек убитыми, замерзшими, ранеными и попавшими в плен.

3. В последующие три месяца 1942 года немецкая армия топталась на месте. Тогда Гитлер в свое войско из населения оккупированных стран наскреб пару дюжин дивизионов. И летом 1942 года он смог снова перейти в наступление, но только на одном южном отрезке фронта. Заняв 350 000 км2 территории, он в то же время потерял около 1,5 миллиона солдат убитыми, ранеными и попавшими в плен. В октябре 1942 года Гитлер утверждал, что немецкая армия все, что заняла, никогда не потеряет, ничего больше не отдаст, и русские в предстоящую зиму не смогут наступать. Однако поражение немцев под Сталинградом снова показало, насколько безосновательны его предсказания.

4. В конце 1942 - начале 1943 года немецкая армия снова отступала по всему фронту. Зимой Красная армия отвоевала 480 км2 территории, это часть той территории, которую немцы заняли в 1941 году. Немцы потеряли свыше 1 миллиона человек убитыми и ранеными и более 300 000 сдавшимися в плен.

Что в результате?

5. За 21 месяц войны немецкой армии удавалось наступать только в течение 5 месяцев в первый год, по всему фронту она наступала только на одном отрезке фронта в течение 3 месяцев. В то время как 13 месяцев она отступала или оставалась на месте. Далее русские отвоевали более 1 750 000 км2 территории, 630 000 км2 из которой были заняты немцами, это более чем одна треть. В итоге во время войны немцы потеряли убитыми, ранеными и попавшими в плен около 9 миллионов человек, из которых 4,5 миллиона приходится на последние 16 месяцев войны, в течение которых немцы не захватили ни одного километра русской земли, напротив, треть захваченного снова потеряли.

Итак, факты неопровержимо говорят о том, что немцы постоянно слабее, русские, напротив, становятся постоянно сильнее. Безжалостный закон войны гласит: побеждает не тот, кто развязывает войну, а тот, кто силен мгновенно принимать решения.

Немецкие солдаты, сами поразмыслите об этом!

Разве поражения под Сталинградом и на юге, ваш отход из-под Ржева, Гжатска, Вязьмы, Демянска под ударами Красной армии не лучшее доказательство тому, что вы стали слабее и боитесь быть окруженными Красной армией?

На что вы еще надеетесь? На ваши новые попытки нападения? Лучше оставьте это. Вы понесете новые бессмысленные потери и сделаете ваших родственников несчастными.

Сделайте вывод о войне. Сдайтесь в плен - это ваше единственное спасение!


Примечания
1. Генерал армии Н.Ф. Ватутин: фотолетопись героизма и побед. Белгород, 2015. С. 43.
2. Журахов В. Смерш: боевое крещение под Прохоровкой. Белгород, 2015. С. 93-95.
3. Овчарова Н.И. Боковой удар // Истоки. 2012. 12 июля. N 82-84. С. 3.
4. Журахов В. Указ. соч. С. 93-95.
5. Там же.