Веселая процессия около часа шла по проспекту Революции, разыгрывая небольшие сценки, пуская в воздух мыльные пузыри и облака конфетти. Тянули носочки под присмотром строгой наставницы балерины-ходулистки из голландского театра Pavana, рычали тряпичные драконы из испанской труппы Efimer (дети же совали им в пасть руки), ловили зевак сачком "Странствующие куклы господина Пэжо" из Санкт-Петербурга. Заинтриговали публику полсотни персонажей из "Пузырей надежды", придуманных "человеком-перфомансом" Андреем Бартеневым. А "Огненные люди" на цветочном корабле палили из пушки по воробьям.
Впервые в шествие влились местные артисты. Юные циркачи и клоуны выступили наравне с коллективами, чьи шоу не раз получали признание на европейских карнавалах и театральных фестивалях. Одна из команд несла транспарант "Платонов в массы!" и волокла на веревке обернутую бумагой машину. Наблюдение за зрелищем может и нехитрым, зато свободным от политики стало для многих горожан лучшим способом отметить государственный праздник с невнятной "легендой". Вместо спекуляций на тему национального суверенитета воронежцам предложили знакомство с национальными культурами.
Вечером уличные театры дали представления на Никитинской и Советской площадях, а также в Центральном парке культуры и отдыха (бывший "Динамо").
По традиции День России на Платоновском фестивале отметили специальной программой. Допоздна работали выставки, в арт-центре "Коммуна" дала бесплатный концерт воронежская группа The Sheepray.
В Центральном парке открылся Зеленый театр - площадка под открытым небом была популярна в советские годы, потом пришла в запустение и теперь восстановлена по новым стандартам (с качественным оборудованием, санузлом, охраной и удобными лавками на полторы тысячи зрителей). Первый концерт состоялся 12 июня: в рамках фестивального проекта "Музыка мира" выступили два трио, играющих фольклорную музыку в современной интерпретации.
Шотландская группа Lau - самая титулованная (а по мнению Guardian и самая лучшая) в Великобритании - берет за основу меланхоличные мелодии кельтов. Красивый вокал, сочетание акустических и электроинструментов, бережное отношение к традиции и умение импровизировать, не выходя далеко за ее рамки, - вот, собственно, секрет их успеха. Нервный ритм и задумчивая интонация Lau пришлись воронежцам по душе. Правда, не все были одеты по погоде, и после перерыва публика поредела.
Разогреться помогли энергичные музыканты Violins barbares - француз на перкуссии, болгарин с гадулкой (что-то вроде гудка или лютни со струнами, натянутыми в разных уровнях) и монгол с морин хууром - прямоугольной "скрипкой", у которой всего две струны.
- Название группы переводится как "Варварские скрипки" - у нас не классические струнные инструменты Европы, а народные, из Болгарии и Монголии, - пояснил хедлайнер коллектива Димитар Гугов. - Инструменты себе не выбирали - каждого в детстве родители отдали учиться музыке, и вот мы играли-играли… пока 20 лет спустя не встретились на крупном фестивале в Германии. Национальные традиции наших стран объединяет, пожалуй, ритм - танцевальный или, наоборот, медленный. Иногда мы исполняем фольклорные песни в своей аранжировке, иногда делаем авторские композиции. На этих инструментах можно играть и классику, и джаз.
Все песни у "варваров" оказались, как на подбор, о любви. Казахская, монгольская, афганская… Любовь Чингисхана, любовь странного юноши, который вяжет для будущей жены разноцветный носок, любовь к природе - сюжеты пересказывали на забавной смеси русского, английского и болгарского, восполняя пробелы пантомимой. Горловое пение звучало не магически (как у знакомых воронежцам солистов "Хуун-Хуур-Ту"), а вполне эстрадно. Под конец вечера закутанные в пледы зрители пустились в пляс и, провожая музыкантов, долго скандировали "Мо-лод-цы!" и "Спа-си-бо!".
Тем временем в парке "Алые паруса" слушали "Джимми Хендрикса" из Гвинеи - Сейку Кояте, который виртуозно владеет древним африканским инструментом корой. В Воронеже он выступал в экзотическом дуэте с рэпером из Нью-Йорка Джо Дрисколлом, заслужившим титул "гангсты с железными легкими".