Татьяна Толстая: Торговля пирожками выгоднее писательства

В парке культуры и отдыха "Сокольники" в рамках II Московского международного фестиваля современной литературы прошла встреча с писательницей Татьяной Толстой, автором известного антиутопического романа "Кысь" и экс-ведущей телепрограммы "Школа злословия".

Несмотря на непрекращающийся дождь, Татьяна Толстая в течение часа отвечала на вопросы читателей. Больше всего поклонников интересовали творческие планы писательницы. Толстая отвечала неопределенно: "Пока ничего не знаю. Люди сейчас перестают удивляться новому. Они хотят, чтобы им старое дали. Неизвестно, будут ли мои произведения популярны через десять, двадцать лет. Это зависит не от меня, а от вас".

"РГ" собрала самые интересные вопросы-ответы этой встречи.

Автор пишет для того, чтобы его читали после смерти или для собственного удовольствия?

Татьяна Толстая: Изначально весь этот нелегкий труд проделывается ради удовольствия, которое потом испытывает и читатель. Но и на посмертную славу, конечно же, он тоже надеется.

Писатель может прожить на деньги от издания своих книг?

Татьяна Толстая: Практически нет. Вы держите впроголодь писателя, когда не покупаете его книги. Вообще, писательство - это последнее место, где можно хорошо заработать. Даже торговля пирожками с кошатиной - это более выгодное дело.

Писатель - ремесленник или в основном подвластен вдохновению?

Татьяна Толстая: Первое у меня не работает. Считать, что писательство это обязанность - бессмысленно. Я включаю режим ожидания и смотрю по сторонам. Глядишь, и появится какой-нибудь сюжет. Даже ничтожное событие - поход в магазин за картошкой - может положить начало приключению: интересные разговоры, взгляды, жесты. Очень люблю находиться в толпе, следить за ее жизнью. Особенно когда меня никто не замечает.

Говоря про современную литературу, Татьяна Толстая посоветовала прочитать роман "Немцы" Александра Терехова. А на вопрос, где бы она сейчас хотела оказаться, Татьяна Никитична, немного подумав и окинув взглядом разноцветную поляну из зонтиков прямо перед собой, ответила: "В душе. В горячем душе".

На том и разошлись. Кто в душ, а кто за книгами Толстой.