13.06.2016 15:23
    Поделиться

    В Польше могут учредить День памяти жертв Волынской резни

    Польша может объявить геноцидом преступления, совершенные бандеровцами
    Польша может признать Волынскую резню геноцидом. Парламент страны рассмотрит законопроект, внесенный Польской крестьянской партией. Оппозиционеры предлагают учредить День памяти жертв геноцида, который устроили украинские националисты в годы Второй мировой войны в отношении этнических поляков, проживавших на территории Волыни, а также Восточной Галиции.

    Днем памяти мирных жителей - женщин, детей, стариков, ксендзов, погибших в ходе Волынской резни от рук боевиков Украинской повстанческой армии, депутаты намерены сделать 11 июля - именно в этот день в 1943 году украинские националисты атаковали более 150 польских населенных пунктов. "11 июля 2016 года наступает 73-я годовщина апогея волны преступления, которое на Восточных кресах (окраинах - прим. "РГ") осуществили Организация украинских националистов и подразделения Украинской повстанческой армии", - отметили в ПКК.

    Эта партия уже не первый раз выступает с подобной инициативой. Еще на 65-ю годовщину трагедии в 2008 году депутаты (тогда они входили в правящую коалицию с Гражданской платформой) предложили сейму объявить преступления бандеровцев на Волыни геноцидом. Но парламентарии ограничились минутой молчания, не желая обострять отношения с Киевом. "Крестьяне" назвали столь сдержанную позицию коллег "позором". Вот и сегодня авторы законопроекта настаивают: "организация и масштаб Волынского преступления имеет все признаки этнической чистки и геноцида", ведь "поляков убивали именно потому, что они были поляками".

    Это тот случай, когда историки полностью согласны с политиками. В результате "карательных операций" УПА (боевого крыла ОУН Степана Бандеры, обе организации внесены Верховных судом РФ в реестр запрещенных) на Волыни были убиты по разным оценкам от 35 до 100 тысяч польских крестьян. Некоторые исследователи говорят о 120 или 150 тысячах жертв. Истребление волынских поляков происходило еще в конце 1942 года, но массовый террор начался в марте 1943-го, а его пик пришелся на июль. Архивы содержат страшные свидетельства зверств, которыми сопровождалась "деполонизация исконных украинских территорий".

    "Партизаны" УПА под лозунгом "Смерть ляхам!" вырезали целые села, а заодно стремились уничтожить любые следы присутствия поляков на этих землях: разрушали дома, кладбища, костелы. Бандеровцы также не щадили тех украинцев, которые укрывали у себя поляков. Идеология этнических чисток, которой руководствовались последователи Бандеры, подтверждается документально. Так, инструкция "Борьба и деятельность ОУН во время войны" делит все национальные меньшинства на Западной Украине на "лояльные" и "враждебные". Первые "имеют одинаковые права с украинцами", остальные же подлежали уничтожению.

    Не секрет, что ОУН была непосредственно связана с абвером - германской военной разведкой. В 1941 году нацисты дали зеленый свет формированию "дружин украинских националистов" - батальонов "Роланд" и "Нахтигаль" ("Соловей"). Так, именно "соловьи" вместе с передовыми частями вермахта вошли во Львов, где были убиты около трех тысяч поляков и евреев. Весной 1943-го многие легионеры подразделения абвера, к тому времени уже расформированного, подались в УПА, которая и запустила маховик репрессий на Волыни. Лишь один из ее отчетов по району Млынив (датирован началом сентября 1943 года) стало красноречивым свидетельством совершенных преступлений: "Ликвидировано 17 польских семей (58 человек). Местность в целом очищена. Ляхов чистокровных нет".

    К сожалению, "ляхи" в долгу не оставались, учиняя, в свою очередь, расправу над украинским населением - например, на Холмщине. По разным оценкам, бойцы Армии Крайовой и "крестьянских батальонов" уничтожили от 10 до 35 тысяч украинцев. Трагическая история этих земель, обильно политых кровью, действительно крайне непростая. "Давний спор" поляков и украинцев за Волынь завершился в пользу Киева лишь после окончания Второй мировой войны. На Украине эти земли считают колыбелью национальной культуры. Однако в XVI веке они отошли к Речи Посполитой. Тогда местное православное население оказалось под властью польской шляхты. И только в 1795 году Волынь соединилась с Левобережной Украиной - уже в составе Российской империи.

    Однако с потерей восточных "кресов" (окраин) Польша не смирилась. По Рижскому мирному договору 1921 года, который поставил точку в советско-польской войне, Москва уступила Варшаве обширные территории к востоку от линии Керзона, в том числе часть бывшей Волынской губернии. Не удивительно, что регион мгновенно стал "пороховой бочкой" благодаря политике польского правительства, которое принялось закрывать национальные украинские школы и православные церкви, сгонять украинских крестьян с земельных наделов, переселяя на них польских военных - в основном, участников недавней войны с большевиками.

    Зато волынским полякам "досталось" уже после оккупации Польши: нацисты подвергли их массовой депортации, замещая польское население немцами и теми же украинцами. В ответ партизаны Армии Крайовой (антифашистского подполья, которое подчинялось польскому эмигрантскому правительству в Лондоне) ликвидировали "несколько сот представителей украинской сельской элиты". Защитники бандеровцев находят в этом оправдание волынской резне, которая стоила жизни десяткам тысяч ни в чем неповинных мирных поляков, принявших мученическую смерть.

    И вот теперь правящая в Польше партия "Право и справедливость" также спекулирует на теме мученичества. Она внесла в сейм альтернативный законопроект - он так и называется: "Об установлении Национального дня памяти мученичества кресовян". Причем речь в нем идет о жертвах террора "российского тоталитаризма, немецкого и интегрального украинского национализма". Оппоненты "ПиС" признают, что столь типичные для польских правых формулировки размывают само представление о трагедии на Волыни и преступлениях ОУН-УПА, зато обещают очередную схватку политических амбиций в парламенте республики.

    Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"

    Поделиться