Гастроли Театра Бориса Эйфмана завершились в Вене

Гастроли театра, которые Борис Эйфман назвал "экстраординарными", начались 2 июня в Братиславе с показа балета "Анна Каренина", продолжились в Будапеште и Белграде, а последние два вечера прославленный коллектив из Санкт-Петербурга выступал в венском Бургтеатре.

Эйфман, хорошо знакомый венской публике - в минувшие сезоны он ставил "Анну Каренину" и "Красную Жизель" с труппой Венского государственного балета - впервые привез в австрийскую столицу свой коллектив из Санкт-Петербурга. И именно поэтому решил показать в Вене не "Анну Каренину", которую театр с огромным успехом исполнял в других городах, а относительно новый спектакль "Роден". Гастроли специально были организованы так, чтобы на сцене Бургтеатра отпраздновать 12 июня российский национальный праздник - День России.

"В День России петербургский театр показывает балет о французском скульпторе на музыку французских композиторов в столице Австрии Вене - это прекрасное событие. Это как раз говорит о великой интеграционной силе нашего искусства", - сказал балетмейстер.

Балет "Роден", премьера которого прошла в Санкт-Петербурге в 2012 году, посвящен трагедии гения и творчества, истории взаимоотношений великого скульптора и его ученицы, модели и возлюбленной Камиллы Клодель, которую он бросил после 13 лет отношений, ставших пиком его творчества, но не давших осуществиться ее таланту скульптора. "Художник - это вампир, который впитывает все, что только может, вокруг себя для того, чтобы создать свою идеальную скульптуру. И тут весы: личная трагедия девушки и великие творения художника", сказал Эйфман на пресс-конференции в Вене. И тут же добавил: "Я хочу, чтобы меня правильно поняли: я не осуждаю Родена и не оправдываю. Я просто погружаюсь в мир мастерской Родена и Клодель и пытаюсь понять, как создавались эти великие творения". Хореографа и скульптора, по словам Эйфмана, роднит то, что и тот, и другой всю жизнь работают с человеческим телом. Один из самых ярких моментов в спектакле - это то, как Роден (Олег Габышев) и Камилла (Любовь Андреева) вылепливают скульптуру из тел танцовщиков. Не только публика, но и взыскательные венские критики безусловно приняли спектакль Театра Эйфмана. Ведущая австрийская газета Die Presse назвала труппу "первоклассным ансамблем", который демонстрирует не только многогранный танец, но и "художественный атлетизм".

"Эйфман знает толк в театре. Он сочиняет сцены из света и тени как мастер силуэтов. Он усиливает драматизм музыкой Равеля, Сен-Санса и Массне. И он переигрывает, представляя женщин в сумасшедшем доме, с глупыми гримасами дерущимися подушками. Но это можно простить. Это был впечатляющий вечер балета. Снимаю шляпу!", написала критик Die Presse Изабелла Валлнёфер.

Сам же хореограф говорит, что счастлив быть "в какой-то степени миссионером". "Я очень рад, что мы показываем миру, что в России, которая известна своими классическими шедеврами, не только хранят классическое наследие, но и создают новое, востребованное, успешное и конкурентоспособное искусство балета", сказал мастер "Российской газете".