Франция - страна с самым либеральным трудовым законодательством в Европе, если не в мире. Здесь наиболее короткая рабочая неделя, права работников защищены максимально, а зарплаты при этом остаются на довольно высоком уровне. "Вирус капитализма", кажется, вообще не коснулся гордых французов. И даже в ситуации, когда можно прилично заработать на футбольных болельщиках, они не готовы трудиться чуть больше обычного. Будьте уверены: если ресторан открыт до 10 вечера, то в 22.01 его дверь будет педантично закрыта, даже если у входа стоит толпа жаждущих поужинать. В живущих в напряженнейшем ритме аккредитационных центрах Евро четко соблюдается обеденный перерыв с 12 до 13 и работают они строго до 20.00.
В ответ на планы ужесточить трудовое законодательство власти получили массовые протесты, забастовки, уличные беспорядки. Затронувшие, разумеется, и тех, кто приехал во Францию на футбол.
Вообще-то французская транспортная система очень логична и удобна. А сеть скоростных железных дорог вызывает нашу жгучую зависть. Поезда носятся со средней скоростью 200 километров в час, поэтому в нормальной ситуации путь из Парижа до Марселя по железной дороге почти через всю страну занимает четыре часа. Именно на поезда делали основную ставку и устроители Евро, запланировавшие даже дополнительные рейсы.
Но из-за забастовок такое путешествие сейчас превращается в рулетку. И никто точно не знает, отправится ли нужный вам поезд в назначенное время или его пассажиров "уплотнят" со следующим рейсом. В итоге люди ездят даже в тамбурах и вагонах-ресторанах. Только по официальным данным 20 процентов поездов отменены.
Та же ситуация с самолетами, поскольку сотрудники авиакомпаний тоже бастуют. Столкнуться с отменой рейса обычное дело. Наши коллеги, к примеру, улетели из Марселя после игры с англичанами не в семь утра, а в два часа дня. Провести семь часов в местном аэропорту, когда рушатся все планы, то еще удовольствие.
В парижской подземке аналогичный хаос. Минимальный сервис пассажирам все-таки предоставляют, но платформы забиты людьми, и из-за того, что бастует то одна линия метро или пригородных электричек, то другая, время в пути может увеличиться в несколько раз.
Пожалуй, единственные, кто в этой ситуации выиграл, конторы по прокату автомобилей. В аэропорт имени Шарля де Голля к вожделенным стойкам очередь. Тарифы растут, но болельщики готовы идти и на это. Все равно получается дешевле, особенно если учесть возросшие в несколько раз цены на гостиницы. Народ, считающий деньги, верно рассудил, что проще селиться в отелях, расположенных в 30 - 50 километрах от городов, где играют в футбол, и ездить на матчи за рулем. По такому же пути пошел и я.
Бензин во Франции, особенно по российским меркам, очень дорогой. Литр 95-го стоит почти полтора евро. Поэтому чуть ли не 70 процентов автомобилей на местных дорогах оснащены дизельными двигателями. Солярка дешевле - 1,25 евро за литр, а требуется ее почти вдвое меньше. И теперь я гораздо чаще заезжаю на заправки просто попить кофе и отдохнуть, а не залиться по прямому назначению бензином. Это очень кстати, особенно если учесть, что траты на топливо не единственные, которые предстоят автомобилистам.
Вторая серьезная часть расходов - плата за пользование дорогами. Если вы не хотите тащиться по местным трассам с черепашьей скоростью (есть и такая альтернатива), держите наготове бумажник. Доставать его приходится часто. Отъехав от крупного города, вы обязательно упретесь в оборудованную шлагбаумами "границу", где из терминала выскочит билетик. Забрав его, попадаешь на трассу. Пользование этими дорогами обходится недешево - в среднем 8 - 9 евро за сотню километров. Но надо признать, они того стоят. По две, а нередко и по три полосы в каждом направлении, ровные и, что самое главное, со скоростным режимом 130 километров в час. Больше разгоняться обычно никто не рискует, поскольку даже на платных автобанах периодически попадаются камеры.
Отдельная история - правила поведения на французских дорогах, к которым тоже надо привыкнуть. Закон "не занимай левый ряд" здесь соблюдается свято. Все держатся правой стороны, перестраиваясь только для обгонов. Интересно, что обгоны по правой полосе запрещены категорически, поэтому если слева иногда все-таки попадается тихоход, за ним выстраивается длинная очередь. И пока он не свернет, все терпеливо будут плестись следом. Интересна и манера французов перестраиваться. Делают они это довольно резко и безо всяких опасений, что их кто-то может не пропустить. Соответственно, перестраиваясь перед кем-то, даже не думайте включать аварийку в знак благодарности, как это принято в России. Здесь таким жестом коллегу можно запросто испугать - люди подумают, что у вас сломалась машина и вам нужна помощь.
Все эти правила, впрочем, никоим образом не касаются Марселя, живущего по своим, гораздо более свободным законам. Движение в этом городе напоминает общепринятое европейское лишь приблизительно. Вас запросто не пропустят, когда вам очень надо переместиться в другую полосу, обгонят по обочине и еще посигналят в назидание. Я не мог отказать себе в удовольствии прокатиться по Марселю на такси. Получилось не как в культовом фильме, но тоже колоритно. Ремнями безопасности водитель не пользовался вообще, а скоростные ограничения его волновали примерно так же, как небольшие облачка на голубом небе.
Понятно, что при очень аккуратной езде - Марсель мы оставляем за скобками - аварий на дорогах происходит очень мало. Но если они случаются, это полный коллапс. На место происшествия съезжается куча техники, дорогу перекрывают иногда и полностью, и пробки выстраиваются многокилометровые. При переезде из Марселя в Тулузу я потерял таким образом час. Но это, конечно, цветочки по сравнению с пробками в районе Парижа. Выезд из города в вечерний час пик как минимум сопоставим с тем, что происходит на московских дорогах в аналогичное время.
Болельщиков, выбравших автомобиль, на этом Евро очень много. Огромное количество англичан приехали в Марсель как раз на своих машинах. Испанцы и чехи массово перемещаются по стране в "домиках на колесах", да и россияне, путешествующие семьями и большими компаниями, встречались мне довольно часто. Народ украшает авто флагами и охотно общается на тех же заправках, которые иногда напоминают целые городки. В них есть и мотели, и вполне приличные рестораны, где за 20 - 25 евро подадут неплохой обед, и огромные магазины, в которых можно купить все, что вы забыли захватить с собой. Расположены такие "оазисы" через каждые 30 - 40 километров, поэтому голодным в пути остаться невозможно.
Главный минус "машинного путешествия" - парковка, с которой все плохо не только в Париже, но и в любом мало-мальски крупном городе. Мест, где можно оставить машину, очень мало, а подземные паркинги дорогие. Менее чем за два часа такого "простоя" в Тулузе я заплатил пять евро. Поэтому для ночлега автопутешественники, как правило, выбирают гостиницы в небольших городках, где парковка бесплатная.
Во Франции есть сразу несколько крупных сетей таких бюджетных отелей в 2 - 3 звезды. Они построены по одним стандартам, предлагают типовые номера и стандартный пакет услуг. Бесплатный Интернет, душ, иногда фен и чайник. Завтрак, как правило, в стоимость не включен и оплачивается отдельно - в среднем 6 - 10 евро на человека. Также повсеместно распространен городской налог - дополнительно с каждого гостя собирают порядка одного евро за ночь. Стоимость номеров опять-таки стандартная - от 40 до 60 евро. В дни футбольных матчей некоторые гостиницы повышают таксу до 90 - 100. Но в любом случае это в разы дешевле отелей в центре городов. И поэтому ночами парковки таких заведений забиты под завязку.
Единственное неудобство этого варианта размещения: вы почти нигде не встретите круглосуточно работающей стойки регистрации. Персонал в гостиницах - мы помним о самой короткой на континенте рабочей неделе - появляется только утром и на несколько часов в послеобеденное время. Поэтому здесь крайне популярна история с самостоятельным заселением. Признаюсь, столкнулся с ней впервые. На входе стоит устройство, очень похожее на банкомат. Если вы хотите получить ключ, надо нажать на экран, подтвердить свое намерение и вставить в считывающее устройство кредитную карточку. Деньги тут же спишут, а вместо чека аппарат выдаст листочек с кодом. Заветные шесть цифр откроют вам дверь и гостиницы, и самого номера - вместо замка на двери стоят кнопки с цифрами от 0 до 9. Пока трудящиеся борются за свои права и бастуют, за них поработает электроника.