Счет-эскроу можно использовать, к примеру, для расчетов при сделках с недвижимостью. Схема проста: покупатель и продавец договариваются о сделке и всех условиях, при которых она будет считаться выполненной.
Потом в банке открывается счет-эскроу, куда покупатель кладет оговоренную с продавцом сумму, равную стоимости недвижимости, которую собирается приобрести. Проверить состояние этого счета в любое время могут все стороны, но забрать средства продавец сможет только после подписания всех документов, список которых обговаривается заранее. Эскроу-агент (банк) следит за тем, чтобы все договоренности были соблюдены.
Как отмечает вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов, эскроу-счета в мире используются повсеместно, особенно при международной торговле, когда требуется оплатить товар, который еще в пути и не дошел до покупателя. Но в России их применение в силу законодательных особенностей пока ограничено сферой недвижимости. Впрочем, и здесь инструмент пока не нашел популярности.
"Наш народ привык, что в таком деле без банковской ячейки не обойтись - стороны деньги пересчитали, проверили, положили в сейф, а потом забрали", - напоминает он. Эскроу - почти то же самое, только в безналичном варианте. Казалось бы - выгодно, потому что поход в банк и обратно с крупной суммой может выйти боком. Но есть проблема, о которой говорят и риелторы: для определенной категории наших граждан такие счета слишком прозрачны, а "светить" реальную сумму сделки и в случае чего объяснять, откуда деньги, горят желанием далеко не все и не всегда. К тому же у покупателей возникают налоговые последствия, а это не всегда приятно.
В результате сейчас в нашей стране даже точной статистики по количеству открытых эскроу-счетов нет. "Центробанк такую информацию не собирает, потому что и собирать-то пока, скорее всего, нечего, - сетует Иванов. - Кроме того, есть много нерешенных юридических вопросов, а потому сильно экспериментировать банки не торопятся".
Со своей стороны, руководитель аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU" Олег Репченко называет еще одну важную проблему. Львиная доля сделок с недвижимостью сегодня относится ко вторичному рынку, на котором, в свою очередь, много альтернативных сделок.
"Здесь в цепочке участвует не три стороны (продавец, покупатель, банк), а несколько - пять и более, - говорит он. - И часто происходит, что продавец второй квартиры не может внести деньги, пока не продаст первую". Так что рушится вся с трудом налаженная цепочка. Для открытия эскроу-счетов такая ситуация недопустима.
Кстати, счета-эскроу, которые граждане открывают при совершении сделок с жилой недвижимостью, входят в систему страхования вкладов. Причем сумма, подлежащая страхованию, достигает 10 миллионов рублей, а не 1,4 миллиона, как при обычных вкладах.
Добавить эскроу-счетам популярности могут поправки в закон о долевом строительстве, которые находятся на рассмотрении в Госдуме и уже прошли первое чтение в феврале этого года. Они обязывают хранить средства дольщиков на эскроу-счетах. Застройщикам эти деньги будут доступны только после выполнения всех обязательств. Но эксперты пока сомневаются, что законопроект при рассмотрении во втором чтении будет принят без всяких изменений.
С одной стороны, в случае принятия этих поправок дольщики будут защищены. С другой - интерес застройщиков, которым средства нужны "здесь и сейчас", будет потерян. полагает Олег Иванов. Поэтому они могут пролоббировать некоторые поправки в существующий законопроект.
Эксперты тем временем отмечают еще одну проблему, из-за которой эскроу-счета пока не получили большого распространения в нашей стране. "В массовом сознании наших граждан наличные деньги все еще играют огромную роль", - отмечает Олег Иванов. Да и бизнес к прогрессивным технологиям относится с недоверием. К тому же есть старый проверенный способ - аккредитив. Здесь, правда, задействованы четыре стороны: покупатель и продавец, и два банка, представляющие их интересы. Схема похожая, хотя эскроу-счет более гибкий инструмент, условия которого стороны могут изменять как угодно. Естественно, предварительно договорившись об этом.
Как отмечает гендиректор юридической компании BMS Law Firm Алексей Матюхов, сдерживающим фактором является наличие ограничений, которые действуют в России. Например, на счет-эскроу у нас можно внести исключительно денежные средства, а эскроу-агентами могут быть только банки. В международной практике перечень имущества значительно шире, вплоть до интеллектуальной собственности, а агентом могут выступать, в том числе, адвокат или нотариус, которому доверяют обе стороны.
РЖД планирует выпустить облигации с дисконтом
РЖД рассматривает возможность размещения облигаций. "Мы предложим, возможно, новые финансовые механизмы. По облигациям мы сейчас платим купоны, а может быть, предложим не купонный доход, а выпустим дисконтные облигации", - сказал журналистам глава компании Олег Белозеров.
Но пока этот вопрос в стадии обсуждения. Какое будут принято решение - узнаем через месяц, дал понять Белозеров. По его словам, компания планирует в ближайшее время определиться с тем, будет ли она выходить именно с дисконтными облигациями или разместит традиционные бумаги с купонным доходом.
"Сейчас коллеги прорабатывают. Надо понять, насколько и какой из механизмов нам даст более низкие расходы", - пояснил глава РЖД.
Дисконтные облигации, напомним, размещаются с "маржой" по номиналу. Разница цены размещения и погашения и составляет доход инвестора. Сегодня в обращении находится 15 выпусков биржевых облигаций РЖД белее чем на 312 миллиардов рублей. Еще есть 13 выпусков классических облигаций почти на 190 миллиардов.