15.06.2016 15:55
    Поделиться

    Андрей Никитин: Рейтинг позволил регионам выбирать лучшие практики

    АСИ представит новый рейтинг состояния инвестклимата в регионах. В этом году новые лидеры
    По оценкам экспертного сообщества, результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ позволяют не только измерить степень комфорта при ведении бизнеса, но и ответить на вопрос, почему, к примеру, в каком-то субъекте инвестор долго не задерживается.

    "РГ" расспросила главу АСИ Андрея Никитина, каких результатов удалось добиться регионам в этом году, какие проблемы еще предстоит решить и как в целом обстоят дела с инвестиционной привлекательностью территорий.

    Чем рейтинг этого года отличается от прошлого?

    Андрей Никитин: Серьезных отличий в рейтингах нет. При этом я считаю, что одну из своих главных задач рейтинг уже выполнил - наша страна стала более-менее понятной и одинаковой с точки зрения административных процедур. Если вспомнить, в нашем первом рейтинге срок получения разрешения на строительство, например, колебался от 60 до 560 дней. Сейчас такого разрыва уже нет, все регионы сильно сократили эти сроки. И в связи с этим конкуренция между ними вырастет, хотя стоит признать, что пока Россия еще не избавилась от бюрократии. Однако уже важно то, что в результате предпринимателю, переезжая из региона в регион, не нужно заново изучать всю "бюрократическую историю".

    И какие территории сегодня наиболее привлекательны для инвестиций?

    АН: Прежде всего видно, что многие регионы за последний год проделали очень серьезную работу по повышению инвестиционной привлекательности. И безоговорочных лидеров с серьезным отрывом от других в этом рейтинге уже нет. Однако я бы в первую очередь выделил Приволжский федеральный округ. Количество регионов, которые серьезно работают с инвесторами, занимаются вопросами снижения административных барьеров, там довольно много. Сибирский федеральный округ тоже можно назвать передовым. Остальным еще есть над чем работать.

    Рейтинг оценивает ситуацию в регионах по 44 показателям. Есть из них те, которые имеют больший вес?

    АН: Все показатели имеют примерно одинаковый вес для рейтинга. Рейтинг рассчитывается по 4 группам показателей. При этом пока нельзя говорить о том, какие из показателей будут меняться. После публикации рейтинг начнется долгий разговор с регионами, которым, конечно, интересно, почему у них подсчитано так, а не иначе. И корректировки методологии и показателей могут быть только после таких консультаций. Скорее всего, к августу-сентябрю и, может быть, даже к октябрю. Гораздо интересней, как поведут себя те показатели, которые вне рейтинга. Это, например, подключение к газовым сетям. Подключение к коммунальным сетям тоже очень волнует малый бизнес. Отдельно мы попытались посмотреть на то, как инструменты поддержки малого бизнеса работают в моногородах. Понятно, что в центральных регионах инструменты работают проще. А вот интересно, как в небольшом городе бизнесмен может ими воспользоваться.

    Безоговорочных лидеров с серьезным отрывом от других в этом рейтинге уже нет. В лидерах Приволжский и Сибирский федеральные округа

    Какие выводы были сделаны из предыдущего рейтинга? В чем регионы подтянулись и какие моменты упущены?

    АН: Самое главное все-таки не рейтинг, а изучение лучших практик. Мы описываем их с точки зрения решений, которые принимал субъект, какие законы были приняты. Другие регионы могут со всем этим ознакомиться, в результате получается своеобразная шпаргалка - что нужно и можно сделать у себя, чтобы сократить количество бюрократических процедур.

    Чего бы мне больше хотелось, так это реализации поручений президента Владимира Путина по внедрению проектного управления. Простой пример: инженеры могут своими техническими терминами описывать работу двигателя. А нам просто важно, чтобы машина ехала. Так же и с чиновниками. Все барьеры, законы, постановления - это по большому счету внутренние вопросы. Для предпринимателя важнее, как быстро и насколько легко он может воспользоваться сервисами государства.

    Между тем: В 2015 году регионами-лидерами Национального рейтинга АСИ состояния инвестиционного климата в субъектах РФ были Республика Татарстан, Калужская, Белгородская, Тамбовская, Ульяновская области

    Проектное управление позволяет правильно поставить цель. Которая не в том, чтобы принять закон, а в том, чтобы "один раз подал заявку в электронном виде и через несколько дней получил ответ". И никуда больше не обращался. К сожалению, не многие регионы по нашей оценке смогли это поручение президента реально выполнить. Формально все создали у себя проектные офисы, но реальных дел в них не происходит. Очень важным будет то, как регионы, реально внедрившие у себя проектное управление, реально помогают бизнесу.

    А что конкретно нужно сделать региону, чтобы его позиции в рейтинге стабильно росли?

    АН: Есть два направления, в которых нужно работать. Первое - для того, чтобы регион был инвестиционно привлекательным, он должен понимать, как развивается бизнес на его территории, какие перед бизнесом стоят задачи. И что регион может сделать такого, чтобы бизнес развивался быстрей, больше платил налогов, создавал рабочих мест. Таким образом, первое главное условие - прямая коммуникация с бизнесом. Нужно больше слушать деловые объединения: "Опору России", "Деловую Россию", Торгово-промышленную палату, именно они - голос бизнеса. И здесь есть очень важный нюанс. Мы же смотрим не только на крупный и средний бизнес, но и на малый. А он, как правило, взаимодействует с муниципальными чиновниками. И, к сожалению, основная некомпетентность, бюрократия и волокита происходят на этом уровне. Второе условие - ставить перед собой более амбициозные цели. Мне очень нравится пример Республики Татарстан, которая сравнивает себя не с соседями, а с более комфортными со всех точек зрения мировыми юрисдикциями. У тех, кто "подглядывает" у соседа, вряд ли что-то получится быстро и правильно.

    Важно: Участники региональных инвестиционных проектов смогут рассчитывать на налоговые льготы. Приняты соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Главное нововведение: регионам разрешается снижать ставку налога на прибыль для инвесторов, которые в течение 3 лет вложили в производство товаров от 50 до 500 млн рублей или в течение 5 лет - более 500 млн

    Говоря о лучших практиках, сразу вспоминается программа комфортной среды "Умный город". Кто сегодня из субъектов может себе позволить раскошелиться, чтобы инвестировать в инновации?

    АН: Классическая схема такая: сначала регион заказывает стратегию на стороне, торжественно принимает, кладет на полку. Сейчас, правда, таких уже немного. Потом регион начинает писать реальную стратегию привлечения инвесторов. И когда они реально приходят, то выясняется, что под их инвестиционный проект нет кадров. И тогда регион начинает увязывать инвестиционную стратегию с развитием системы образования. И тут-то возникает серьезный вопрос: вы хотите, чтобы инвесторы пришли, заработали и убежали, или хотите, чтобы они остались здесь не только работать, но и жить? Это и есть вопрос комфортной среды. Это вопрос и "умного города", и градостроительного планирования, и массы других вещей. Сегодня таких регионов, которые об этом задумываются, можно подсчитать по пальцам одной руки.

    Какие отрасли сегодня наиболее перспективны для инвестиций? Где искать деньги в условиях ограниченного зарубежного кредитования?

    АН: Безусловно привлекательны те отрасли, которые связаны с агробизнесом, тяжелым машиностроением и станкостроением, где есть серьезные резервы для модернизации. Я думаю, что однозначно привлекательны те новые веяния и отраслевые сегменты, которые возникают в рамках Национальной технологической инициативы. Но по большому счету сложно назвать те отрасли, где нельзя найти нишу, руки и деньги всегда есть где приложить.

    А где взять деньги?

    АН: Россия - страна-лидер по количеству накоплений. И львиная доля наших бизнесменов в лучшем случае деньги хранит здесь, а в большинстве случаев вывозит за рубеж. В результате получается, что мы настолько не верим в свою собственную страну, что пытаемся привлечь зарубежное финансирование, а свое собственное отложим. Так нельзя.

    По сути ведь получается, что мы сначала отдаем наши деньги в их банки, а потом эти банки отдают обратно нашими же деньгами свои займы. Поэтому вопрос доверия предпринимателей к государству, к той стратегии, к той системе, которая сформирована на самом деле, - ключевой макроэкономический вопрос.

    Любопытно: 8 серебряных памятных монет, в том числе отчеканенных в честь ПМЭФ, поступили в обращение в конце мая

    И я уверен, что наш национальный рейтинг вносит свою посильную лепту в формирование этого доверия. Потому что он мотивирует региональную власть вступать в разумную коммуникацию с бизнесом, понимать, чем бизнес живет и что ему нужно. А это один из элементов доверия.

    Есть ли у России шанс к 2018 году войти в ТОП-20 стран с лучшим инвестклиматом?

    АН: Есть такая задача.

    А она реализуема?

    АН: Технологически эта задача однозначно реализуема. Вопрос в последовательности действий. В том, насколько наши коллеги из министерств к этому готовы.

    Пора быстрых побед прошла. Знаете, гораздо легче было скакнуть со 124-го на 51-е место, это как похудеть на первые 10 килограммов, которые всегда даются легче, чем следующие. И нам в продвижении тоже будет сложнее, так как конкуренция вырастет.

    И что для этого нужно сделать на законодательном уровне?

    100 млрд рублей можно безболезненно потратить на инвестиционные проекты из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), сообщил ТАСС помощник президента Андрей Белоусов. Сейчас средства Фонда составляют 4,75 трлн рублей

    АН: Хочу прежде всего выразить огромную благодарность нынешнему составу Государственной Думы РФ. Конечно, я не могу сказать, что все идеально. Но в большинстве своем ту "нормативку", которую надо было сделать и которая позволяет достичь 20-го места, депутаты приняли. Им осталось принять совсем чуть-чуть. Но дальше предстоит огромная работа по практическому применению узаконенных процедур. Принять закон - это только часть работы, дальше нужно подготовить огромное количество подзаконных актов, продумать правоприменительную практику и ряд других решений.

    В июле АСИ будет проводить свой форум. Его повестка будет отличаться от той повестки, которая предполагается на ПМЭФ-2016?

    АН: С питерским форумом, конечно, мы конкурировать не пытаемся. В АСИ это будет скорее не форум, а экспертная дискуссия на тему вызовов, которые перед страной стоят в перспективе после 2024 года. Мы пригласим самых разных экспертов и представителей власти и поговорим об этом. И дальше попытаемся в дискуссии ответить на вопрос: а что надо сделать до этого момента? Чтобы эти вызовы не реализовались или воплотились в позитивном для страны ключе.

    досье

    1979 - Родился в Москве.

    2001 - Окончил Государственный университет управления.

    2007 - Получил степень EMBA Стокгольмской школы экономики.

    2002-2011 - Работал в группе компаний "Рускомпозит", объединяющей крупнейшие предприятия России на рынках стекловолокна, композитов и геосинтетических материалов.

    2009 - Генеральный директор управляющей компании "Рускомпозит".

    27 июля 2011 - Генеральный директор АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".

    Поделиться