Денис Мацуев, пианист:
Я путешествую на поезде с пяти лет. С тех пор, когда еще будучи ребенком, каждое лето ездил из Иркутска с родителями или с бабушкой и дедушкой через всю страну. Мой дедушка работал железнодорожником на Байкале на Восточно-Сибирской железной дороге, поэтому стук колес и запах мазута на шпалах мне очень близок. Иногда даже беру с собой, как и раньше, курочку в фольге. Меня это все очень греет.
Сегодня на российских железных дорогах есть "Сапсан", который переводит на другой уровень поездки в поезде благодаря скорости и комфорту. Жаль, что он ходит только по двум направлениям: Москва-Петербург и Москва-Нижний. Было бы здорово, если бы скоростные поезда ходили, к примеру, и между Иркутском и Красноярском или Красноярском и Новосибирском, Омском и Екатеринбургом. Хотелось бы, чтобы больше было поездов и возможностей у людей добраться до того или иного города. Иногда приходится лететь на самолете, потом ехать на поезде, добираться на машине. И очень часто на самолете выходит дешевле путешествовать, чем на поезде.
Сервис в поездах, конечно, еще очень сильно зависит от категории поезда, категории билета. Тем не менее независимо от этого, везде встречаются прекрасные проводницы с милым отношением к пассажирам, которые приносят ностальгический чай в подстаканниках.
Что касается улучшения условий в поездах, здорово, что там появятся такие удобства, как Wi-fi и розетки: если люди в долгой поездке, им нужно подзаряжать свои устройства, чтобы быть доступными. Хорошо, что улучшаются санитарные условия - это нужно как воздух. Но, к сожалению, пока продумано еще не все: у меня рост - метр 93, и я с уверенностью могу сказать, что советские спальные вагоны больше, удобнее и мягче, чем современные. Сейчас я могу спать только в "Гранд-экспрессе", есть такой поезд по линии Москва-Петербург, и только там есть более-менее приличные, комфортные кровати. На других современных полках мало кто может поместиться в ширину и длину.