Своим видением сегодняшней ситуации делится руководитель проекта ОЭЗ "Тольятти" Алексей Пахоменко.
Ваши резиденты проявляют сейчас какую-то инвестиционную активность?
Алексей Пахоменко: В нашем случае можно говорить о некоторой переориентации, причем сразу на двух фронтах. Во-первых, если действующие резиденты на нашей площадке представлены в большинстве своем международными брендами, то среди потенциальных инвесторов картина прямо противоположная - активизировались российские предприниматели. Во-вторых, поскольку профиль нашей ОЭЗ тесно связан с автопромом, что объясняется близостью к площадям альянса АвтоВАЗ - Renault - Nissan, то большинство резидентов изначально представляли эту отрасль. Сегодня же, и это очень хорошая тенденция для города Тольятти в целом, просматривается многообразие намеченных к реализации проектов.
Изменяется ли соотношение импорта и экспорта у действующих производителей? Те же поставщики альянса работают только на одного потребителя или имеют диверсифицированный портфель заказов?
АП: Планы компаний во многом изменились даже в сравнении с их изначальными бизнес-моделями. В ОЭЗ запущено шесть заводов, пять из которых производят автокомпоненты. Основная часть их продукции, около 60%, действительно поступает на альянс АвтоВАЗ-Renault-Nissan. При этом оставшаяся часть, и немалая, идет уже иным потребителям, в том числе и за рубеж.
Например, у "Сие Аутомотив Рус" растет доля экспортной продукции. Хотя у них в бизнес-плане было прописано, что 60% пойдет на АвтоВАЗ и только 40% на экспорт, сейчас ситуация прямо противоположная.
Похожая картина на заводе "Нобель Автомотив Русиа", который покрывает широкий номенклатурный ряд и охватывает практически все сборочные заводы на территории страны. Номенклатура расширяется, их детали также идут и за рубеж.
Совсем недавно, в апреле, открылся еще один завод - "Атсумитек Тойота Цусе Рус", который изначально не планировал экспорт, но сегодня все больше смотрит в сторону поставок продукции в Европу. И это не все примеры, другие компании тоже думают над возможностью экспорта, чему способствуют упавший спрос в России и выросший курс валют.
Таким образом планируется уйти от монозависимости и переориентироваться в другую сферу?
АП: Автокомпонентщики были первыми в ОЭЗ и пока что составляют основную группу резидентов, поскольку все они шли на подтвержденные заказы крупнейшего потребителя. Но сегодня, когда первая очередь ОЭЗ освоена, профильный перекос начинает уменьшаться.
В прошлом году начала работать газовая компания "Праксайр Самара". В двух шагах от запуска - "Тольяттинская бумажная фабрика", это вообще уникальное для всего региона производство. Завершает стройку "Озон Фарм" - будущий завод лекарств. Ряд пришедших за последние годы компаний или тех, с которыми мы ведем переговоры, состоит из производств совершенно разных направлений, от упаковочной промышленности и стройматериалов до энергетики и медицины.
Политика импортозамещения тоже начала приносить свои плоды?
АП: Скорее мы видим первые ростки. Делать долгосрочные прогнозы зарубежным инвесторам еще сложнее, чем нам. Поэтому многие из них пока заняли выжидательную позицию или ищут российских партнеров. В это же время немало действующих компаний, пришедших под конкретного потребителя, например, автокомпонентщики под АвтоВАЗ, сегодня увеличивают долю экспорта.
Ориентация на глобальные рынки - перспективное решение, не только в условиях упавшего спроса внутри страны, но и в целом в соответствии с мировыми тенденциями.
И ОЭЗ как раз обладает многими инструментами для достижения этой цели, которые вкупе с мощной господдержкой создают полноценную базу для развития бизнеса.