В 2011 году "Агроцентр", входящий в Алтайский кластер аграрного машиностроения, организовал на Леньковском сельмашзаводе сборочное производство двух моделей зерноуборочных комбайнов "Алтай-Палессе" из машинокомплектов "Гомсельмаша". Сегодня на полях Алтайского края уже работает порядка 870 таких комбайнов. В прошлом году партнеры решили увеличить локализацию производства с 17 до 30 процентов, дополнив модельный ряд еще двумя модификациями комбайнов, для которых алтайские машиностроители разработали собственные дизельные двигатели и шины. В I квартале 2016 года первые шесть машин, оснащенные алтайскими комплектующими, должны были сойти с конвейера, а за год в регионе планировали собрать 100 таких машин. Но введение утилизационного сбора затормозило реализацию проекта.
- У нас все готово для выпуска комбайнов, но пока не решен вопрос о компенсации утилизационного сбора на белорусские машинокомплекты, мы не можем запустить конвейер, - пояснил директор Алтайского кластера аграрного машиностроения Сергей Государкин. - Если платить сбор как за поставки из-за рубежа, то теряется экономическая целесообразность в совместном производстве: комбайны вырастут в цене на 1,5 миллиона рублей. Надеемся, что в ближайшее время вопрос о компенсациях для таких производств будет решен, ведь это касается не только нас - сборка белорусской техники есть и в других регионах России.
Напомним, утильсбор был введен в России в феврале текущего года на дорожно-строительную, коммунальную, лесную и сельхозтехнику. По замыслу разработчиков, такая мера должна поддержать отечественных производителей, сократив ввоз в страну подержанной импортной техники и повысив спрос на российскую. Платить утилизационный сбор обязаны все, но правительство РФ пообещало компенсировать дополнительные расходы машиностроителям другими мерами поддержки. Однако это касается российских предприятий, вопрос по совместным производствам пока не решен.
- На последней встрече глав государств обсуждалось снятие всех барьеров, тормозящих развитие совместных проектов, - отметил Сергей Государкин. - Мы ждем, что в ближайшее время проблема будет снята. Но и сами не сидим сложа руки: на региональном уровне ищем пути решения.
В частности, алтайская делегация планировала обсудить этот вопрос на третьем Форуме регионов Беларуси и России в Минске. А в июле четыре комбайна "Алтай-Палессе", оснащенных алтайскими дизелями и шинами, будут представлены на Всероссийском дне поля, который пройдет в Алтайском крае.
Для края совместный проект очень интересен: это не только выпуск машин, пользующихся спросом у крестьян, но и расширение производства, новые рабочие места. И руководство региона неспроста намерено наращивать локализацию до 30 процентов.
- Именно при таком уровне локализации комбайны "Алтай-Палессе" будут отнесены к отечественной сельхозтехнике, на которую распространяется весь комплекс господдержки, - подчеркнул заместитель начальника управления Алтайского края по промышленности и энергетике Владимир Локтюшов. - Льготные лизинговые, кредитные программы, компенсации крестьянам при приобретении техники.
Возможно, при таком уровне локализации совместный проект сможет претендовать и на компенсации утилизационного сбора. Поэтому сегодня в Алтайском крае активно готовятся к наращиванию производства. Алтайский моторный завод готов приступить к выпуску двух видов двигателей. По результатам испытаний они оказались экономичней ярославских, которые сейчас устанавливают на комбайны "Палессе". Так что "Гомсельмаш" даже изучает возможность их поставки на "главный" конвейер в Беларуси. А Алтайский шинный комбинат уже выпускает три модели шин, за которыми выстроились в очередь владельцы "Алтай-Палессе", выпущенных в предыдущие годы.