Фармацевтический рынок ЕАЭС сегодня не имеет общих правил правового регулирования. Они до сих пор не определены на внутренних рынках его участников, в том числе на рынке России, где объем лекарственных препаратов ежегодно растет на 14-15 процентов. Благодаря организации единого рыночного пространства число потенциальных покупателей увеличилось до 170 миллионов человек, вследствие чего начался очередной передел сфер влияния между компаниями. В России это явление сегодня сопровождается развитием фармацевтической промышленности. В 2009-2010 годах только в Петербурге в рамках стратегии развития фармацевтической промышленности открыто шесть новых заводов и строится еще четыре. В ходе Петербургского международного экономического форума, который пройдет с 16 по 18 июня, планируется принятие решения о строительстве еще двух предприятий фармкластера. Фармацевтическая отрасль также активно развивается в Москве и Московской области, Ярославле и других городах России.
Однако на фоне разрастания рынка и расширения промышленного производства Россия и ее партнеры по ЕАЭС начали испытывать проблемы с регулированием обращений лекарственных средств и всего фармацевтического рынка. В России это коснулось в первую очередь принципа производства и реализации фармацевтических продуктов. Еще 10 лет назад в нашей стране основные преференции на рынке были отданы дистрибьюторам, которые, как правило, имели очень низкую лояльность к лекарственным препаратам и руководствовались при замене одной лекарственной линейки на другую коммерческим интересом. Производители при этом находились в тени, поскольку их логика не соответствовала рынку. Они длительное время исследовали и регистрировали лекарственные препараты, на десятилетия вперед моделировали производственные циклы. Сейчас, когда производственные мощности страны стали расти и правительством реализуется стратегия импортозамещения с перспективой переориентации фармацевтического сектора до 2020 года на экспорт с углублением локального производства субстанций, перекос стал очевидным.
- Регулирование производства фармацевтических препаратов на российском и евразийском рынках - важнейший момент, который гарантирует успешное развитие отрасли, - отметил председатель правления НП "Союз фармацевтических и биомедицинских кластеров" Захар Голант.
Для России эта тема особенно актуальна, поскольку если нет закона, то предприятия с историей в 10-15 лет просто не будут рисковать и вкладываться в обновление производственных мощностей, развитие инфраструктуры и усовершенствование исследовательской базы. Заторможенность локомотивных предприятий может привести к стагнации всего сектора. Для них сегодня вопросы регулирования правовых отношений - основной вопрос, потому что от закона зависит, будут они ликвидными и не пострадают ли от недобросовестной конкуренции.
Недобросовестная конкуренция на фармацевтическом рынке выражается прежде всего в появлении фальсифицированных и контрабандных фармацевтических препаратов. По некоторым оценкам, реальная доля фальсификата в РФ сегодня варьируется в пределах от 10 до 40 процентов. Недобросовестные компании, пытаясь извлечь прибыль любыми методами, готовы распространять о конкурентах порочащие слухи, паразитировать на чужом имени, использовать чужие логотипы.
- Проблема заключается в том, что сегодня не только в законодательстве, но даже у самих компаний нет понимания, что такое недобросовестная конкуренция, суды толкуют это понятие по собственному усмотрению, - прокомментировала партнер EY Анна Костыра.
Недоработанной в российском законодательстве оказалась и процедура государственной регистрации фармацевтических препаратов и контроля качества лекарств. Государственной регистрации сегодня подлежат все лекарственные препараты, впервые вошедшие в обращение в Российской Федерации. Регистрация осуществляется по результатам экспертизы. Здесь фармацевтические фирмы грешат тем, что стараются зарегистрировать свои препараты так, чтобы они максимально были похожи на лидеров фармацевтического рынка. Таким образом, на аптечной полке рядом могут находиться фармацевтические и парафармацевтические препараты с одинаковыми названиями. А иногда конкуренцию может составить откровенный фальсификат, упакованный под бренд. Одним из способов борьбы с недобросовестной конкуренцией крупные российские фирмы выбирают повышение цен. Заложниками при этом, естественно, становятся граждане, которые не могут определить, что является лекарством, а что - нет и можно ли заменить дорогостоящий препарат на другой, не оставшись обманутым.
- Тема взаимозаменяемости лекарств интересует прежде всего врача и пациента, потому что от этого зависит, можно ли заменить дорогое лекарство на менее дорогое и найдется ли аналог запрещенному препарату, - подчеркнул директор по экономической безопасности ЗАО "Фармхолдинг" Андрей Ахантьев.
Не гнушаются конкуренты указать контролирующим органам на недостатки производства других фирм. Но иногда конкурентам даже не приходится искать изъяны, поскольку сами производители, пытаясь убедить антимонопольную службу и минздрав в своем превосходстве и предоставляя контролирующим органам заведомо ложную информацию, портят себе репутацию. Сегодня на проверку контролирующим органам подали документы 50 крупных отечественных производств, 20 из которых уже проверены.
- В результате проверок вскрылись вопиющие случаи нарушений, - отметил директор НП "Медико-фармацевтические проекты XXI века" Дмитрий Чагин.
Осуществится ли синхронизация работы рынков стран ЕАЭС и будет ли российский рынок сбалансирован - вопрос будущего. Однако уже сегодня эксперты указывают, что основным барьером к преодолению проблем является позиция государства, которое руководствуется принципом "все, что не запрещено, разрешено" и допускает толкование нарушений.