15.06.2016 11:33
    Поделиться

    Регионы СЗФО решили по-новому бороться с "серыми" зарплатами

    В этом году властям российских регионов предстоит вывести из теневого сектора рынка труда около четырех миллионов работников. С января по апрель субъекты РФ уже легализовали больше 500 тысяч человек, однако, по мнению Роструда, работу необходимо активизировать. Корреспондент "РГ" выясняла, как борются с зарплатами в конвертах в Северо-Западном федеральном округе и что можно сделать на региональном уровне, чтобы искоренить практику выплаты "черного нала".

    "Черные" отступают

    В самом западном российском регионе в прошлом году официальные доходы 210 тысяч жителей не превышали 100 тысяч рублей в год. Речь идет о 48 процентах от всего работающего населения региона. Как предполагают в областном минфине, неофициально эти люди зарабатывают больше. В Вологодской области, по разным подсчетам, в прошлом году в тени работали 25-40 процентов трудоспособных жителей.

    В текущем году теневой сектор рынка труда в целом по стране немного "сдулся". Об этом говорят и оценки региональных межведомственных комиссий, и исследования социологов. В начале июня ВЦИОМ опубликовал данные всероссийского опроса о соотношении официальных и неофициальных заработных плат. Объем выборки составил 1,6 тысячи человек, которые проживают в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках РФ.

    Полностью официальную заработную плату сегодня, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, получают 75 процентов работающих респондентов. В мае 2015 года этот показатель составлял 69 процентов. У 10 процентов трудящихся заработок - это только "черный нал" (год назад было 11 процентов таких работников). Зарплата 13 процентов респондентов складывается из официальной части и конвертов (в мае 2015 года - 17 процентов).

    Любопытно, что самый низкий уровень полностью легальных зарплат зафиксирован в Москве и Санкт-Петербурге - их получает только 71 процент опрошенных. Самая высокая доля (80 процентов) - в городах, где живут от 500 тысяч до миллиона человек.

    - Сейчас уже можно сделать вывод о том, что "серые" схемы оплаты труда в качестве инструмента борьбы с кризисом оказались не востребованными со стороны российских предприятий, - считает ведущий эксперт-консультант управления мониторинговых и электоральных исследований ВЦИОМ Олег Чернозуб. - На протяжении всего кризиса степень их распространения приблизительно соответствует "естественному фону".

    МРОТ, да не тот

    В прошлом году все субъекты СЗФО под патронажем Роструда развернули масштабные кампании по противодействию теневой занятости. Стандартный механизм легализации рынка труда подразумевает работу региональных межведомственных комиссий и муниципальных рабочих групп. Эти структуры взаимодействуют с территориальными отделениями и управлениями Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования, службы занятости, налоговой службы, правоохранительными органами. Предпринимателей, которые платят своим сотрудникам зарплату заметно ниже средней по отрасли, вызывают на заседания комиссий и рабочих групп. На них пытаются воздействовать различными методами, в том числе увещеваниями и штрафами.

    К примеру, в мае в городе Старая Русса Новгородской области прокуратура оштрафовала 11 работодателей, которые с ноября 2015-го по январь 2016 года платили своим сотрудникам зарплату ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). 40 человек трудились продавцами, строителями, красили автомобили, отделывали помещения, официально зарабатывая всего от 8,5 тысячи до 10,3 тысячи рублей в месяц. При этом МРОТ в Новгородской области в прошлом году составлял порядка 10,5 тысячи рублей.

    Взаимодействие с работодателями дает определенный эффект. В Калининградской области подвели итоги девяти месяцев прошлого года: из "серого" рынка труда вывели почти 16 тысяч человек. Как сообщил заместитель председателя правительства области Алексей Силанов, сумма взносов в Пенсионный фонд по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года выросла на 500 миллионов рублей.

    В Вологодской области, где комплексные мероприятия стартовали еще в 2014 году, примерно за год удалось выявить почти 35,5 тысячи человек, которые трудились нелегально. Предприниматели заключили официальные договоры с 34 тысячами вологжан.

    Меняю госзаказ на "белую" зарплату

    О полном отказе от конвертов говорить, разумеется, рано. Для этого необходимы нестандартные механизмы легализации рынка труда. К примеру, калининградские законодатели в апреле обратились в Госдуму РФ с инициативой лишить госконтрактов строительные компании, которые платят рабочим слишком низкие официальные зарплаты.

    - Мы предлагаем расширить список условий, которые должны соблюдать игроки строительного рынка для допуска к государственным торгам, пунктом о заработной плате не ниже средней по отрасли в конкретном регионе, - комментирует корреспонденту "Российской газеты" ситуацию Александр Кузнецов, глава рабочей группы по подготовке законодательной инициативы и бывший председатель постоянного комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры Калининградской областной думы. - Средние отраслевые зарплаты в субъектах РФ определяются по данным Росстата. В Калининградской области ежемесячные доходы сотрудников строительной сферы составляют в среднем порядка 29 тысяч рублей. То есть, если организация хочет получить государственный контракт в нашем регионе, она должна официально платить сотрудникам не меньше 29 тысяч рублей в месяц. Речь идет не о барьерах, а о профессионализме и социальной ответственности бизнеса.

    Инициатива касается именно строителей по двум причинам. Во-первых, эта одна из самых богатых отраслей с точки зрения государственных контрактов и вливания бюджетных средств. Во-вторых, многие строительные компании Калининградской области легально платят сотрудникам не больше пяти - десяти тысяч рублей в месяц, снижая тем самым объем налога на доходы физических лиц и отчислений в социальные фонды. Конвертами грешат в том числе и фирмы, которые получили крупные государственные подряды в рамках федеральной целевой программы развития региона.

    - Госдума РФ приняла нашу законодательную инициативу к рассмотрению, - продолжает Александр Кузнецов. - Каких-то нормативных решений следует ожидать позже.

    Начальник департамента финансов правительства Вологодской области Валентина Артамонова одним из механизмов легализации "серых" зарплат называет грамотное использование коэффициента К2 при начислении налога на вмененный доход. Этот коэффициент действует с 2012 года. Его размер муниципальные образования устанавливают самостоятельно, обозначая минимальный порог так называемой "базовой доходности". Если предприниматель показывает свою доходность ниже определенного показателя, он платит налог на вмененный доход с учетом вводимых коэффициентов, то есть больше.

    Лидерами по объему налога на душу населения являются Бабаевский район и город Вологда. Значительно улучшили свои позиции Никольский, Кирилловский, Кичменско-Городецкий, Сямженский и Харовский районы.

    - Вместе с тем существует значительный разрыв между уровнем зарплаты, учитываемой при исчислении ЕНВД, и средним уровнем доходов сотрудников розничной торговли, где преимущественно применяется данная система налогообложения, - делится информацией Валентина Артамонова. - Практически в два раза уровень зарплаты, используемый при исчислении единого налога на вмененный доход, ниже зарплаты в розничной торговле в Сокольском, Кирилловском и Вологодском районах.

    Причина и следствие

    Впрочем, любые меры воздействия на работодателей не будут до конца эффективными, пока размер стандартных социальных выплат составляет почти треть от фонда оплаты труда, уверены эксперты. В 2011 году ставки отчислений в ФСС, ПФР и ФОМС увеличились с 26 до 34 процентов. Многие предприятия, особенно небольшие, не выдержали возросшей финансовой нагрузки и перешли на "серые" зарплатные схемы. Затем уровень социальных отчислений немного снизился, до 30 процентов, но ситуацию с теневым рынком труда не удалось урегулировать до сих пор.

    - Все наши попытки повлиять на работодателей с помощью нормативных ограничений в той или иной степени могут оказаться эффективными. Но боремся мы при этом со следствием, а не с причиной, - рассуждает Александр Кузнецов. - Очевидно, что самым лучшим стимулом легализовать зарплаты для предпринимателей будет снижение фискального бремени. Об этом неоднократно заявляли и федеральные законодатели, и региональные депутаты, и представители различных бизнес-сообществ.

    Корреспондент "РГ" поговорила с пятью калининградскими и новгородскими предпринимателями, и все они согласились с мнением эксперта. Двое из них платят сотрудникам часть зарплаты официально, часть - в конвертах, двое - только "белые" деньги, но с большим трудом. Один практикует только "черный нал".

    - Я легально перечисляю шестерым сотрудникам половину доходов, 15-20 тысяч рублей в месяц, остальное - в конвертах, - говорит гендиректор небольшой калининградской компании. - Мы подсчитали, что компания сможет перейти полностью на "белые" деньги, если ставка отчислений не будет превышать 23-24 процентов. Сейчас наш бизнес просто не выдержит стопроцентную легализацию зарплат, особенно с учетом девальвации рубля, роста расходов, сокращения платежеспособного спроса.

    Поделиться