Житель Флориды афганского происхождения Матин и его супруга поженились в 2011 году, у них растет трехлетний сын. На семейных фотографиях, которые Матин выкладывал в Интернет, он выглядел счастливым заботливым отцом. Однако, по словам Ноор Салман, в последнее время его поведение изменилось: он стал вспыльчивым и начал заводить разговоры о том, что хотел бы совершить джихадистскую атаку. Она уверяет спецслужбы, что пыталась его отговорить.
Напомним, что при стрельбе в гей-клубе Pulse 49 человек погибли и 53 были ранены. Нападавший был ликвидирован полицией. По словам члена сенатской комиссии по делам спецслужб Агнуса Кинда, показания вдовы о том, как он планировал теракт, очень важны для следствия. Как сообщают американские СМИ, Ноор Салман сообщила ФБР, что муж делился с ней своими планами совершить нападение на клуб и даже звонил ей во время перестрелки. Более того, она подвозила его до клуба Pulse в начале июня - когда он хотел разведать обстановку, и в день трагедии. Она утверждает, что не знала, что в этот раз он и вправду совершит теракт. По данным Fox News, ей может быть предъявлено обвинение в соучастии в убийстве 49 человек и покушении на убийство еще 53, а также в даче фальшивых показаний и сокрытии информации о готовившемся теракте.
Как рассказал советник Федеральной палаты адвокатов Сергей Насонов, в нашей стране родственники не разделяют ответственности преступников, если не оказывали им активного содействия в форме пособничества. Например, вместе разрабатывали план, финансировали преступление, сбывали похищенное и тому подобное.
"Если такого активного содействия не было, а имело место лишь недонесение или заранее не обещанное укрывательство, то, согласно примечанию к ст. 316 УК РФ (Укрывательство преступлений), супруг и близкие родственники ответственности за это не несут. В действующем УК РФ вообще отсутствует статья о недонесении, но и в период действия УК РСФСР (когда такие составы были) близкие родственники так же не несли ответственности за это деяние", сказал он.
В свою очередь советник ФПА Сергей Бородин пояснил, что уголовное законодательство Российской Федерации в ст. 205.1 УК РФ предусматривает ответственность только за содействие террористической деятельности, которое выражается в совершении тех или иных активных действий.
"В данном конкретном случае Ноор Захи Салман лишь догадывалась о преступных намерениях Омара Матина, к тому же она не оказывала ему фактического содействия, а лишь своевременно не сообщила о своих догадках в правоохранительные органы", - говорит он.
Правда, сейчас законодатели собираются ввести уголовную ответственность за нечто подобное. В Госдуме рассматривается законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за несообщение правоохранителям о достоверно известных готовящихся или совершенных преступлениях террористической направленности. Однако и здесь есть примечание, что близкие родственники под предлагаемую статью не попадают. А информация в любом случае должна быть конкретной.
Подготовил Владислав Куликов