Новости

16.06.2016 15:00
Рубрика: Экономика

И в кризис всегда есть те, кто побеждает

Российский рынок обладает большим потенциалом
Продукция компании Henkel хорошо знакома россиянам. За 25 лет работы в России она не только заняла значимую часть рынка. Компания успешно локализовала в нашей стране многие производственные линии. О том, как в компании видят свои перспективы на российском рынке, "РГ" рассказал президент "Хенкель Россия", генеральный менеджер подразделения Henkel Beauty Care в России и СНГ Сергей Быковских.
Сергей Быковских: "Хенкель" идет дальше по пути углубления локализации в России. Фото: Пресс-служба Henkel Россия Сергей Быковских: "Хенкель" идет дальше по пути углубления локализации в России. Фото: Пресс-служба Henkel Россия
Сергей Быковских: "Хенкель" идет дальше по пути углубления локализации в России. Фото: Пресс-служба Henkel Россия

Сергей Львович, "Хенкель" в непростое время стала одной из первых германских компаний, которые пришли на российский рынок. Есть основания подвести некоторые итоги?

Сергей Быковских: На тот момент компания приняла смелое и по-настоящему дальновидное решение. У нас было четкое понимание, что у российского рынка есть перспективы, и здесь можно быть успешным. Мы проделали путь от небольшой компании до одного из лидеров рынка, продукты которого любят потребители не только в России, но и в странах СНГ. За это время было запущено 9 заводов, расширен ассортимент продуктов, наши бренды были удостоены многочисленных наград в России. Мы уверенно можем сказать, что сегодня практически в каждой семье пользуются нашими продуктами. У компании три основных бизнес-направления - чистящие и моющие средства, косметика, строительные материалы (клеи). Мы успешны на каждом из них. Россия является для компании приоритетным рынком, который, безусловно, обладает долгосрочным потенциалом.

Стала ли компания локальным производителем?

Сергей Быковских: В полной мере - 90% своего портфеля мы производим здесь. Мы этим гордимся, но идем дальше по пути углубления локализации. Мы не отдаем предпочтение каким-то категориям товаров, высокий уровень локализации - это бизнес-стратегия для всех брендов. Когда мы собираемся выводить на рынок новые продукты, для нас важно сразу наладить их производство здесь.

По каким принципам вы выбирали места для локализации?

Сергей Быковских: Мы учитывали стратегическое значение регионов, географию, логистические возможности, уровень развития инфраструктуры, наличие торгового потенциала. Наши все 9 производственных предприятий расположены так, чтобы наиболее оптимально обеспечивать поставки на весь рынок России.

Западные компании порой сталкиваются с тем, что у нас нет готового персонала, соответствующего требованиям европейского производства. Как вы готовите персонал?

Сергей Быковских: В России действительно не хватает квалифицированных кадров. Однако уровень общего образования здесь достаточно высокий, и мы работаем с талантливыми, хорошо обученными людьми. Мы уделяем большое внимание повышению квалификации персонала, как работающего на предприятиях, так и в продажах, маркетинге, администрации. Но исходим из того, что 70% знаний сотрудники получают, непосредственно выполняя свою работу. Поэтому у нас развиты программы коучинга, менторства - старшие, более опытные коллеги берут шефство над теми, кто недавно пришел в компанию, либо над теми, кто получил продвижение. Есть также возможность самообучения через наш внутренний портал, где классифицирована программа по самым различным направлениям.

В компании даже топ-менеджмент представлен российскими специалистами. А есть ли специалисты из Германии?

Сергей Быковских: Для успеха бизнеса важно многообразие, как в плане возраста, так и в профессиональном опыте. Средний возраст сотрудников у нас менее 40 лет, но есть и люди, которые работают в компании более 30 лет. Это показывает, что атмосфера в "Хенкель" благоприятная, люди чувствуют, что они востребованы и развиваются здесь. У нас есть и иностранные сотрудники. Такой многообразный состав позволяет смотреть на вызовы с разных ракурсов и использовать все многообразие профессиональных и культурных нюансов, чтобы находить наиболее взвешенные решения.

Производство товаров бытовой химии обычно всегда вызывает вопросы у защитников природы. Какова стратегия компании в вопросах экологии?

Сергей Быковских: Она очень простая. Во-первых, это полное соответствие нормам и требованиям - как законодательным, так и внутренней этике компании. Во-вторых, в компании принята стратегия устойчивого развития, в которой мы сформулировали долгосрочные цели до 2030 года, конкретные цели по сокращению расходования энергии, воды, по сокращению отходов и т.д. Например, на нашем производстве в Энгельсе в прошлом году расход электроэнергии сократился более чем на 30 процентов.

За счет чего такая экономия?

Сергей Быковских: Используем современные светодиодные технологии. Везде стоят автоматические датчики. Почти на 40% мы сократили выбросы сточных вод, поскольку используем технологии рециркуляции. Мы выходим за рамки производства и стараемся формировать у сотрудников компании сознательное отношение ко всем ресурсам, которые расходуем. Например, в офисах используем двустороннюю печать либо вообще избегаем ее там, где можно использовать электронный документооборот.

Какие социальные программы реализует компания?

Сергей Быковских: Социальная вовлеченность является для нас важным приоритетом.

У нас есть специальные бюджеты для поддержки социальных инициатив сотрудников. Так, мы поддержали идею создать родительские видеопаспорта для детей из детских домов, чтобы каждый ребенок мог лучше себя представить потенциальным родителям, и это хорошо сработало. Всего за последние 5 лет мы поддержали в России 35 социальных проектов. Еще одна интересная инициатива - лаборатория "Мир исследователей", которая развивает у детей интерес к естественным наукам. Наши сотрудники-волонтеры на добровольной основе проводят выездные классы, причем запись в них на месяцы вперед.

Обычно, когда европейская компания приходит в Россию, она приносит новый уровень компетенций. А могут ли специалисты из других стран чему-то поучиться у нас?

Сергей Быковских: Обучение - это всегда двухсторонний процесс. За свою историю "Хенкель" аккумулировала в себе колоссальную культуру производства, высокие стандарты безопасности труда - это абсолютный приоритет. Предприятия "Хенкель" в России по стандартам безопасности не отличаются от других предприятий компании. Но и у российских работников можно многому научиться. Например, быстроте реакции на изменения, выдержке, способности находить решения в самое сложное время. Это с большим уважением воспринимается нашими коллегами во всем мире.

Последние два года были непростыми. Как они сказались на деятельности компании?

Сергей Быковских: Конечно, эти два года стали большим вызовом. Но мы смотрим на ситуацию через перспективу возможностей. В любое сложное время есть те, кто на рынке побеждает. Наш бизнес растет и в кризис. Мы расширяем клиентскую базу, продолжаем выводить новую продукцию. В объемных показателях свои позиции тоже не сдали. Продолжаем инвестировать, расширяем операционную платформу, создаем новые рабочие места. Совсем недавно в Перми открыли крупный инвестиционный проект по расширению производственного и складского комплекса. Мы верим в этот рынок. Это сильный сигнал и администрации тех регионов, где мы работаем, и в целом российской экономике. Да, есть трудности, но мы не сомневаемся, что они будут преодолены.

Экономика Бизнес Крупные компании