Напомним, 24 мая вступил в силу приказ федерального министерства, который ввел запрет на традиционный промысел сетными орудиями лова любых водных биоресурсов, кроме лосося и гольца. Под сетными орудиями понимается буквально все, в том числе плавные и ставные сети, закидные невода и даже традиционные приспособления ительменов - запоры. Ими местное население ловило столетиями. Разница в одном: прежде их плели не из капрона, а из крапивы.
Решение "сверху" фактически сорвало корюшковую путину в северных районах Камчатки. Промысловый период короткий - с 1 до 20 июня. И за этот срок местные жители обычно заготавливали до тысячи тонн рыбы.
- Наука поддержала решение региональных властей о необходимости срочного урегулирования ситуации. Ученый совет КамчатНИРО считает, что сетный лов корюшки в северных районах Камчатки необходимо открыть как можно скорее, - сообщил заместитель председателя краевого правительства Владимир Галицын. - По имеющейся у нас информации, в федеральном Агентстве по рыболовству уже начали подготовку документов о внесении изменений в правила рыболовства. Мы надеемся, что этот вопрос удастся разрешить оперативно.
Недовольны обновленными правилами и орочи в Хабаровском крае.
- В местах традиционного природопользования жители из числа коренных народов должны при использовании даже маломерных лодок исполнять требования правил, регламентирующих промышленное рыболовство, - ссылается на закон председатель Совета уполномоченных представителей КМНС Советско-Гаванского района Хабаровского края Елена Коноплянко. - Вести лов теперь мы можем только с 8 утра до 8 вечера. Правда, на днях нам добавили по два часа утром и вечером. Но ночная рыбалка под запретом. Фактически все эти положения носят запретительный характер, чтобы аборигены вообще не могли рыбачить.
- Нормовую рыбу разрешено добывать только в морской акватории. А, например, от села Уська-Орочская до устья - десятки километров. У людей просто нет средств на топливо, чтобы сплавляться так далеко, - добавляет председатель совета уполномоченных по правам коренного населения Ванинского района Валентина Павлова. - Нас вынуждают становиться браконьерами.
Между тем именно резкое сокращение рыбного стада в результате браконьерской добычи и стало причиной ограничений. Еще одним барьером для аборигенов оказался заявительный принцип предоставления водных биоресурсов для КМНС. Ежегодно семьи должны составлять бумаги с просьбой о выделении им лимитов на рыбу и другие объекты лова.
- В срок до 1 сентября 2016 года необходимо представить заявку на 2017-й. Ее форма и порядок заполнения утверждены минсельхозом РФ. Заявки, поступившие после окончания срока, не рассматриваются и возвращаются заявителю, - напоминает руководитель управления по делам КМНС Чукотки Елена Евтюхова.
Как жалуются жители национальных сел, любая неточность в бумаге служит основанием для отказа в разрешении на рыбалку.
- Да и дают по самому минимуму: по пять, десять, в лучшем случае - по 25 килограммов рыбы на год, - обижается жительница села Датта (Хабаровский край) Виктория Акунка.
Депутаты Законодательной думы Хабаровского края еще в марте этого года направили обращение к министру сельского хозяйства Александру Ткачеву с предложением отменить заявительный принцип для КМНС. Они считают, что полномочиями по определению порядка предоставления водных биоресурсов для традиционного рыболовства следует наделить органы исполнительной власти регионов.Обращение хабаровских парламентариев поддержали 18 субъектов Российской Федерации.
Возможно, проблемы традиционного хозяйствования коренных народов, которые так осложнили изменения в законе о рыболовстве, обсудят в числе других на совместном заседании коллегий Генпрокуратуры РФ и минвостокразвития "Об исполнении законодательства о рыболовстве, аквакультуре и сохранении водных биологических ресурсов на территории Дальневосточного федерального округа", которое пройдет 23 июня в Хабаровске.