Но, несмотря на тяжелую дорогу, с президентом встретились все сам-десять: Павел Юрьевич, Наталья Николаевна и их восемь сыновей и дочек - от 16-летней Елизаветы до годовалого Артемия.
Прежде из всех детей Тюриных в Москве бывала только Настя - три года назад ее пригласили на Кремлевскую елку.
- Провезли по "красной линии" автобусами, и никаких впечатлений от города. Не понравилось тогда: слякоть, сыро, серо. У нас-то зима - так зима! - вспоминает она.
Теперь же столица глянулась. Проспекты широченные. Липы в цвету. Пространства необъятные: из Шереметьева два часа ехали до центра, и это практически без пробок. Золотое сияние Андреевского зала. Сокровища Оружейной палаты.
- Я в палате пушку себе купил. Сувенир, - застенчиво шепчет Рома. - Еще из чемодана не вытащил. Так в коробочке и лежит.
Кремлевский прием и вручение государственных наград были назначены на пять часов - полночь по комсомольскому времени.
- Тяжеловато, конечно, для нас, - говорит глава семейства. - Павлушка уснул у меня на плече. Потом проснулся и жару дал: расплакался, пошумел, на руке повисел - все же вокруг незнакомое. Но как только фанфары заиграли и президент вошел, все внимание ребятишек на него переключилось.
Малышне "Президент-отель", где остановились Тюрины, казался дворцом из сказки. Но все равно тянуло в Комсомольск - в просторном недостроенном еще доме ждали хозяев попугай Жорик, хаски Хара и пестрая кошка.
- В Москве, конечно, очень красиво и дороги без царапинки, но дома все равно лучше и спокойней, - заявили дети.
Вряд ли двадцать лет назад только что демобилизовавшийся старший сержант Тюрин думал, что станет священником и главой большой семьи.
- Да я и не собирался жениться, - не то шутя, не то всерьез заявляет.
Познакомились Наталья и Павел в храме, но дорога к православию была у каждого своя.
- С друзьями покрестились, да и все. После школы нес послушание в храме святого Александра Невского - сторожем, дворником, певчим, - рассказывает Павел.
Наталью же привела мать.
- По ее настоянию я приехала на службу. Ни одного слова, кроме "Отче наш", не понимала. И тут запел хор! Следующего воскресенья ждала с нетерпением, чтобы отправиться в храм, - вспоминает она.
Вскоре и сама пела на клиросе. Там ноябрьским днем увидела плечистого парня в военной форме. А в день жен-мироносиц они уже венчались.
О том, чтобы стать священником, Павел тогда и не мечтал. Поступал в академию - хотел стать, как дед, железнодорожником. Устраивался пожарным. Но, полагает, шаг за шагом Бог вел его к служению.
В 2004-м, на Вербное воскресенье, его рукоположили, и начинающего диакона, а затем и настоятеля большого Успенского собора, домочадцы стали мало видеть. Кстати, отец Павел тогда оказался самым молодым настоятелем в Хабаровской епархии.
Десять лет назад его поставили на самостоятельный приход. Из лощеного Хабаровска - в работягу-Комсомольск. Стылый декабрь. Холодная, неприспособленная квартира. Матушка металась по городу в поисках молока, а полки магазинов встречали винно-водочным изобилием. Наталья с детьми вернулась было в отцовский дом, но уже после Нового года позвонила мужу: "Забирай нас. Вместе мы все перенесем. А по отдельности жить нам никак невозможно".
Так вместе выдюжили и следующую невзгоду. Тюрина перевели в другой храм - запущенный и обветшалый. На первой литургии - пять прихожан. Раз нет людей, нет и дохода. На что жить семье священника? Ютились в двух худых домишках, где проваливались полы и шныряли крысы с теленка.
- И это пережили, - лишь улыбается Наталья.
Храм теперь полон народу. Семье помогли купить кирпичный дом. Правда, в наводнение 2013-го Мылкинское озеро плескалось по самые окна, и холодильник плавал по комнатам. Но дом устоял. Потом кто-то лесом подсобил, кто-то - досками, государство - выплатами подтопленцам. Сегодня Тюрины обживают просторную деревянную пристройку. А еще надо баньку до ума довести, бассейн во дворе обустроить, футбольную площадку для мальчишек разбить, лесок насадить на недавно выделенном участке…
Свекровь Натальи как-то обмолвилась: "С восемью детьми нелегко, но разве можно представить, чтобы кого-то из них не было!". Вот они, все восемь.
Лизу, старшую дочку, Наталья называет самой долгожданной. Терпеливая Елизавета - а как иначе! - едва отлепившись от маминой юбки, нянчила сестер и братьев. Сейчас сдает экзамены за девятый класс (кстати, из-за поездки в Москву ей перенесли на резервный день итоговую аттестацию по русскому и математике) и поедет в Хабаровск поступать в колледж - нацелилась стать высококлассным технологом общественного питания.
- Страшновато, конечно, отпускать в самостоятельную жизнь, - тревожится отец Павел. - А вообще переживаем за каждого. Всегда говорим: будьте разборчивы в знакомствах. Очень важно, кто тебя окружает. Тем более, когда ты сам гадостей не делаешь, и кажется, что все вокруг хорошие.
Второй в семье появилась Катя. Она планирует связать жизнь с музыкой. Пять лет отучилась по классу вокала и твердо решила продолжать музыкальное образование.
Настена - будущий дизайнер. Первый класс в художественной школе окончила с отличием. И что она только не напридумывает! Взяла коробку из-под посуды, разукрасила - и вышла полочка с окошками.
- А у меня в школе пятерки, - спешит доложить Алексей. - Математика больше всего нравится и физкультура, особенно футбол. И я в музыкальную школу поступил. На саксофон.
Стройная изящная Александра занимается танцами. Рома все лето отдаст тренировкам в секции гребного спорта.
- Ну а Паша с Артемом в увлечениях не определились, - смеется Наталья. - Но подрастут - и покажут себя.
По желанию ребята помогают отцу в храме: мальчики пономарскую службу несут, девочки поют на клиросе. Да и домашние хлопоты в семье на всех делятся.
- Огорчают ли дети? - удивляется вопросу Павел. - Бывает, конечно. Не может быть ребенок всегда и во всем примерным. То и дело заставляю из соцсетей выйти. Но понимаю их: в большой семье очень мало личного пространства. Больше другое огорчает: когда некоторые люди говорят, зачем, мол, столько нарожали. Это тяжелей слушать, чем все остальное переносить.
Андрей Климов, глава Комсомольска-на-Амуре:
Местная власть старается делать все, чтобы в городе Юности сохранялись семейные традиции, росло число благополучных семей, больше рождалось детей. Ведь от этого зависит его будущее. В нашем городе в одном из первых в стране стали строить молодежные жилищные комплексы и направлять социальные выплаты на приобретение жилья для молодых. За десятилетие по городской программе квартирами обзавелись более 1200 молодых семей.
В 2008 году в Комсомольске учрежден Почетный знак главы города "За заслуги в воспитании детей". Эту награду, а также денежную помощь в размере 50 тысяч рублей ежегодно получают по пять многодетных семей. За последние пять лет 79 многодетных получили жилье из муниципального фонда.