Дворцовую площадь на три дня превратили в кинозал

Сегодня, 16 июня, в Северной столице открывается кинофестиваль "Петербургские каникулы". У стен Эрмитажа три дня подряд в круглосуточном режиме будут показывать отечественное кино на любой вкус и возраст - от фильма "Разбудите Леночку!" (1934) до "Тряпичного союза" (2015).

Для чего новый кинофорум объединили с известным международным фестивалем "Послание к человеку", рассказал его президент Алексей Учитель.

Как возникла идея еще одного петербургского кинофестиваля?

Алексей Учитель: Идея фестиваля родилась непосредственно у министра культуры Владимира Мединского. Он предложил провести короткий смотр, который позволит увидеть весь срез российского кино за долгие годы, что само по себе редко. Но оригинальность заключается еще и в том, что у фестиваля очень необычная площадка - не кинотеатр, а огромная и самая знаменитая петербургская Дворцовая площадь.

Кто формировал программу?

Алексей Учитель: Отбирал картины для смотра программный директор "Послания к человеку" киновед и кинокритик Алексей Медведев и команда нашего фестиваля. На мой взгляд, программа сформирована необычно - это не просто лучшие фильмы. Они разбиты по темам: "Петербургская история", "Золотой век детского кино", "Кино - это женщина", "Герои и персонажи", "Перемен!". В результате удалось совместить игровое и документальное кино, и фильмы подобраны на любой вкус и возраст: и детское кино, и молодежное, и для более зрелых людей. Так что я ожидаю, что в эти три дня Дворцовая площадь будет заполнена, и люди будут смотреть интересное, хотя многим, наверное, известное кино.

Как этот фестиваль связан с "Посланием к человеку"?

Алексей Учитель: "Послание к человеку" - один из старейших фестивалей в Санкт-Петербурге и в России, он обладает международным авторитетом. И у нас есть подобный опыт: церемония открытия прошлогоднего фестиваля проходила как раз на Дворцовой площади. Был показан фильм французского режиссера Яна Бертрана "Человек". Мы рассчитывали на аудиторию 5000-6000 человек, а пришло больше 25 тысяч. Думаю, этот успех и побудил министерство провести смотр на Дворцовой площади.

Как вы считаете, приживутся ли показы на Дворцовой?

Алексей Учитель: Мне кажется, слишком злоупотреблять такими показами не стоит, потому что рядом находится Эрмитаж, и, наверное, дирекция этого прекрасного музея не будет в восторге, если слишком часто будут ставить экран и показывать кино. Но такие показы могут дать толчок тому, чего всем нам не хватает - вновь вернуть любовь зрителя к современному российскому кино. Такие массовые нестандартные мероприятия заставляют людей обсуждать и делиться впечатлениями: "Это было так интересно!" (надеюсь, именно такие слова будут звучать). Многие захотят после этого пойти в кинотеатры и посмотреть, а что же сегодня происходит в современном российском кино. Я рассчитываю, что такие мероприятия станут своеобразным телеграфом и вызовут новую волну интереса к современному российскому кино. А в этом году, который официально объявлен Годом российского кино, и в следующем в прокат выйдет ряд очень интересных и значимых картин, которые должны сильно поднять интерес к нашему кинематографу.

Почему фестиваль открывается военной драмой "Битва за Севастополь"?

Алексей Учитель: Этот фильм - большой успех режиссера Сергея Мокрицкого и продюсера Натальи Мокрицкой, он был снят к 70-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне и с успехом (что бывает не так часто) прошел в прокате. Это символическое начало - когда мы вспоминаем нашу историю и открываем какие-то новые ее факты. К тому же "Битва за Севастополь" - очень духоподъемный фильм. Важно начать фестиваль именно с такой ноты.

В программу фестиваля вошли и ваши фильмы.

Алексей Учитель: Про свои фильмы я узнал, только изучив программу фестиваля. И я очень рад, что в этот смотр попало сразу две моих картины, причем очень разных. Это документальный фильм "Рок", который был снят еще в годы перестройки, о замечательных петербургских рок-музыкантах. Кстати, это был первый фильм о них. Конечно, когда на Дворцовой площади звучат знакомые песни Бориса Гребенщикова и Юрия Шевчука, это очень приятно. Также будет показан фильм "Прогулка". Это мой третий игровой фильм. Он мне очень дорог, потому что там впервые снялись известные сегодня артисты Ирина Пегова, Павел Баршак и Евгений Цыганов. Фильм интересен тем, что мы снимали его в преддверии 300-летия Санкт-Петербурга, шла реставрация, и город был весь завешен пленкой, был загадочным и необычным. Герои полтора часа, сколько идет сам фильм, ходят по нашему замечательному городу. Я думаю, что на Дворцовой площади эта романтическая и оптимистическая история будет смотреться еще более необычно.

Какие киноленты адресованы детям?

Алексей Учитель: Наступило лето, и мероприятие проходит как раз в такое время, когда ночи самые короткие. А еще в городе много приезжих с детьми, да и местных ребятишек, я уверен, будет много. Поэтому для них особая программа - "Золотой век детского кино", единственная программа, которая будет идти все три дня. Каждая из этих лент - настоящая гордость нашего кинематографа. Хотя, к сожалению, вынужден констатировать, что почти все они сняты очень давно. Это говорит о дефиците современного детского кино и об острой необходимости финансирования этого сегмента кинематографа.

Не могу не задать вам вопрос о том, чем вы сейчас заняты? Что снимаете, пишете, продюсируете? Уже готов фильм "Матильда" о балерине Кшесинской? Сообщалось, что в прокате он появится только весной 2017 года.

Алексей Учитель: Для нашей студии сейчас самое главное - кинофильм "Матильда". Это один из самых больших и сложных проектов и для меня, и для российского кино. Но дело не только в масштабах, а в том, что мы расскажем уникальную, потрясающую историю взаимоотношений последнего русского императора Николая Второго и балерины Матильды Кшесинской. Идет завершающий этап работы над фильмом, так называемый пост-продакшн. Для меня это очень важная веха, тем более что на этой картине была собрана уникальная творческая команда и международный актерский состав, чем я очень горжусь. Это потрясающие российские актеры: Евгений Миронов, Ингеборга Дапкунайте, Данила Козловский, Сергей Гармаш, Галина Тюнина. И впервые у меня снималось столько зарубежных актеров: Ларс Айдингер и Луиза Вольфрам (Германия), Михалина Ольшанска (Польша), Сара Штерн (Франция) и многие другие. Жду сам с нетерпением и надеюсь, что фильм выйдет весной 2017 года. Мы планируем большой прокат.

Студия "РОК", которой я руковожу, занимается преимущественно дебютными фильмами, чем я очень горжусь, хотя с точки зрения экономики это неблагодарное дело. Только что мы закончили две дебютные полнометражные картины. Одна - "Позвоните Ермаку" молодого петербургского режиссера Ильи Казанкова, очень доброе семейное кино. Ждем, какова будет его фестивальная и прокатная судьба. Второй фильм "Огни большой деревни" участвовал в нынешнем конкурсе фестиваля "Кинотавр", получил два приза. Это молодежная комедия, режиссер - дебютант Илья Учитель, мой сын, и от этого еще более волнительно, какая судьба ждет эту картину.

В работе находится еще один проект - игровой фильм "Гора искушений" режиссера-дебютанта Анара Аббасова. Анар закончил режиссерскую мастерскую, которой я руковожу во ВГИКе (это был мой первый выпуск), очень талантливый режиссер, у него был прекрасный диплом - пример образного, поэтического кино, которого сейчас очень мало не только в России, но и во всем мире. Интересно, как Анар справится с большой картиной.

В перспективе планов много. Например, к Чемпионату мира по футболу мы планируем снять фильм об уникальном спортсмене и человеке Эдуарде Стрельцове.