Эта опера стала седьмой из более 30, созданных Верди. Молодой композитор в качестве сюжета избрал героическую драму Фридриха Шиллера "Орлеанская дева", в которой речь шла о жизни и судьбе Жанны д’Арк, национальной героини Франции в Столетней войне.
Опера многогранна, одна из главных тем - женщина и ее тяжелая судьба. Другая линия - любовь Жанны и короля Карла VII. Она разрывается между чувством долга христианской невесты и человеческими страстями. Еще одна линия - история взаимоотношений девы с отцом, его предательство во имя веры. Фанатики - это страшно, где бы то ни было, в политике, в экономике или в семье и религии. Именно отец Жанны - религиозный фанатик Джакомо - обвиняет ее в измене долгу, предназначению и обвиняет в еретизме. Народ проклинает девушку и изгоняет ее из города и Жанна попадает в плен к англичанам. В финале отец понимает весь ужас содеянного, потому что Жанна гибнет и по его воле тоже.
- То были смутные времена во Франции, когда стране понадобился герой. Пускай это оказалась девочка. В чем-то ведунья, по-нашему, знахарка, она чувствует какие-то параллельные миры - и вдруг превращается в деву-воина, способную повести за собой. Сегодня нам тоже нужен национальный герой, и в этом я вижу актуальность этой драмы, - говорит режиссер-постановщик спектакля, народный артист России Юрий Александров.
Музыка в этой ранней работе композитора необычайно эффектна и сложна, и вместе с тем прекрасна, грандиозные массовые сцены поражают мощью и силой звукового объема. Технически сложны и виртуозны партии солистов. У Александрова работает сразу несколько составов артистов. Главную героиню играют Наталья Дмитриевская, Марианна Закарян, Екатерина Краснова, Анна Шаповалова.
- Они все разные, - говорит режиссер. - У одной голос лирический, у другой драматический, и нужно обыграть это. Концепция режиссера - не резиновая шапочка, которую нужно одеть на каждого".
В роли Карла VII - Виталий Козин, Александр Лейченков, Сергей Маньковский, Виталий Ревякин. Отца Жанны, религиозного фанатика Джакомо играют Артур Ачылов, заслуженный артист России Петр Макаров, Валерий Храпонов, Павел Краснов.
- Артисты играют самих себя, становясь с героями чуть бесстрашнее, чуть искреннее и драматичнее. Мы будем играть честно, споем очень сложную музыку, - признается Александров. - Театру давно хотелось иметь в репертуаре такую вещь - интересную, мощную, и сейчас, к величайшему счастью, она попала к нам в руки. Удивительно, почему до сих пор она не была популярна - наверное, от нашей косности? Мы все находимся в состоянии эйфории от этого материала.
Дирижер-постановщик - заслуженный артист России Андрей Аниханов и художник-постановщик - народный художник России Вячеслав Окунев создают пространство сцены, заполненное мрачным великолепием готической архитектуры с узнаваемыми очертаниями фасадов и витражами знаменитых соборов. Воины-латники в настоящих доспехах, пушки, флаги, огромное количество скульптур, над которыми месяцы трудился весь бутафорский цех, расписывал их вручную, искусственно застаривал. В спектакле подчеркнуты свойственные Средневековью, его мироощущению черты мистерии - в опере появляются борющиеся за душу Жанны ангелы и демоны, и роденовские белоснежные пары, и бесы; легко прослеживается и крестный путь главной героини, через покаяние и жертву заслужившей прощение. Всю жизнь человек мечется между соблазном-сатаной и святостью-ангелом. И в этом, наверное, вековая современность произведения.
Справка "РГ"
Опера Джузеппе Верди была написана по заказу театра Ла Скала к карнавальному сезону, который следовал почти сразу за Рождеством. Партия Жанны писалась специально для итальянской певицы Эрминии Фреццолини. Премьера оперы состоялась 15 февраля 1845 года и прошла с большим успехом.