16.06.2016 16:37
Поделиться

Социологи оценили уровень финграмотности россиян старше 55 лет

Каждый четвертый россиянин в возрасте от 55 до 75 лет - это "деловой пенсионер". Большая часть из них работает и получает высокий доход, обладает высокой потребительской и финансовой активностью, а также часто пользуется банковскими картами и дистанционными сервисами.

Именно эта категория людей старшего возраста чаще всего берет кредиты в банках, в том числе чтобы помочь своим детям и внукам, нередко - под давлением младшего поколения. В то же время "деловые пенсионеры" любят сберегать, при покупке товаров обращают внимание в первую очередь на качество, используют дебетовые и кредитные карты и тщательно подходят к выбору банка.

К такому выводу пришли специалисты компании Ipson Comcon, проведя сегментацию населения старшего возраста и изучив стиль жизни, потребительские привычки и медиапредпочтения возрастных групп россиян в городах с населением более ста тысяч человек. Критериями сегментации стали психографические характеристики, статус занятости и благосостояние. Исследование представили 16 июня на круглом столе в Торгово-промышленной палате, посвященном мерам по защите прав пожилых потребителей финансовых услуг.

Всего в России насчитывается четыре сегмента старшего населения: уже обозначенные "деловые", "равнодушные", "беззаботные" и "хранительницы очага". Последних (34 процента) отличает низкая финансовая грамотность и в целом консервативность финансового поведения: как правило, у таких пенсионеров низкий доход, они не работают и посвящают время семье, при этом могут иметь вклад в банке (предпочтение отдают государственным структурам).

"Равнодушные" люди старшего возраста (23 процента) по большей части безработные, мало чем интересуются, также с низким доходом, который в основном уходит на питание и оплату "коммуналки". Эта категория воспринимает поход в магазин как рутинный процесс, делает покупки, как правило, по списку, составленному, например, супругой. Отсюда и их невысокая финансовая грамотность.

Наконец, "беззаботные" пенсионеры (17 процентов) - самые активные по потребительскому поведению. Они нередко работают, но обычно - менее 30 часов в неделю, не любят что-то планировать, иррационально относятся к деньгам (готовы к спонтанным покупкам и заведению кредитной карты) и восприимчивы к рекламе. При этом в финансовом плане они куда менее активны остальных категорий.

Все сегменты объединяет важный фактор: более чем в 90 процентах случаев россияне зрелого и старшего возраста смотрят телевизор, более чем в половине случаев - еще и слушают радио, откуда черпают львиную долю информации в том числе о финансовых услугах. Самые продвинутые - "деловые" пенсионеры, из которых 64 процента пользуются интернетом. Этим могут похвастаться лишь каждый третий "беззаботный", каждая пятая "хранительница очага" и "равнодушный".

По оценке замдиректора Института развития финансовых рынков Натальи Абалихиной, пожилые россияне, которые чаще сидят во Всемирной паутине, более финансового грамотные, нежели те, кто привык к радио- и телеконтенту. Решить проблему низкого уровня грамотности могло бы более глубокое проникновение электронных СМИ в российское общество. Президент ассоциации "50 плюс" Роман Левшин добавляет, что информацию даже в Сети нужно максимально упрощать - использовать больше схематических изображений, инфографик и крупный шрифт, чтобы данные были доступны для людей старшего возраста.