Татьяна Николаевна, институт омбудсмена в нашей стране состоялся? Правозащитная система сложилась? Если да, то что в ней наиболее удачно и чего не хватает?
Татьяна Москалькова: Институт омбудсмена, которому в следующем году исполнится 20 лет, я думаю, доказал свою нужность. В 2016 году в адрес Уполномоченного по правам человека поступило почти 64 тысячи обращений граждан. Возрастающий поток жалоб вовсе не означает, что нарушений прав и свобод наших граждан стало больше. Нет, просто люди поверили нам. Они видят, что уполномоченный хочет и может помочь в решении их проблем. По искам уполномоченных отменяется почти 50 процентов решений судов. Благодаря их усилиям ежегодно отменяются миллионы незаконных и необоснованных решений должностных лиц, восстанавливаются нарушенные права человека, выплачиваются компенсации за причиненный моральный и имущественный вред, возвращается доброе имя невинно пострадавшим. По-моему, это отличная иллюстрация того, насколько в нашем гражданском обществе востребована система государственной правозащиты. Это отмечал и президент России, говоря, что институт уполномоченных по правам человека состоялся. Процитирую: "Несмотря на то что есть и определенные вещи, которые нуждаются в доработке, как я уже сказал, тем не менее сам институт, безусловно, состоялся и значительно укрепился в нашей стране. Он нужен, он востребован обществом. Именно здесь люди находят поддержку в защите своих социальных, трудовых, жилищных, экономических и политических прав".
Российская правозащитная система уже в значительной степени сформировалась. Она многогранная и многоуровневая. В ней есть место и государственным контрольно-надзорным органам, и общественным правозащитным организациям, и такому уникальному институту, как Уполномоченный по правам человека в РФ и уполномоченные по правам человека в субъектах Федерации.
Система омбудсменов охватывает всю страну: сейчас законы об уполномоченном по правам человека приняты во всех субъектах Российской Федерации. Причем в большинстве регионов при уполномоченных созданы общественные и экспертные советы. Кстати, мы внимательно следим за тем, чтобы они формировались не из "свадебных генералов", а только из тех людей, для которых участие в человеческих судьбах и защита прав и свобод являются смыслом и даже образом жизни. Надо сказать, что на поддержку этих людей, общественных организаций и объединений, занимающихся защитой прав и свобод граждан, государство выделяет значительные средства. В 2015 году, выступая на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, президент подчеркнул, что "...государство и дальше будет уделять особое внимание развитию правозащитных институтов и институтов гражданского общества". Помните, он отметил, что несмотря на то, что "проблем у нас много - в экономике в целом, с бюджетом, но мы все-таки постараемся сохранить ряд программ, которые были начаты и эффективно работают"? Речь шла о грантах прежде всего. Сумма, которой выражается эта поддержка, весьма значительна: в 2016 году на эти цели выделено 5 миллиардов рублей. Это - к вопросу о роли государства в системе правозащитной деятельности.
Чтобы усовершенствовать эту систему, мы сейчас думаем о создании экспертно-консультативного совета и при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Хотелось бы, чтобы в него вошли авторитетные специалисты в области прав человека, признанные правозащитники, ученые. Такой совет был бы очень полезен для того, чтобы оценить наши сегодняшние проблемы и немного заглянуть в будущее. Чтобы понять, как мы будем защищать права наших граждан завтра и что нам для этого потребуется.
У вас были известные предшественники Владимир Лукин и Элла Памфилова. Вам важен их опыт? Что в их работе обращало на себя ваше внимание и что бы хотелось продолжить?
Татьяна Москалькова: Каждый из моих предшественников внес что-то новое в практику государственной правозащиты. Так что опыт работы предыдущих уполномоченных для меня, безусловно, важен. Осознавая это, свои первые встречи в качестве нового Уполномоченного я провела именно с ними. Полагаю, что наши контакты станут регулярными: 2016-й - год очень насыщенный, осенью нас ждут выборы, поэтому их опыт будет очень полезен для меня. Вообще, говоря о государственной системе правозащиты, хочу сказать, что, на мой взгляд, ее нынешние контуры были очерчены Эллой Александровной Памфиловой. Именно в ее докладе за 2015 год был впервые детально проанализирован характер обращений, поступающих не только к Уполномоченному, но и уполномоченным по правам человека в регионах, приведены примеры наиболее эффективных способов восстановления нарушенных прав и определены направления развития государственного правозащитного движения. Так что я постараюсь взять все лучшее из опыта моих предшественников и, конечно, привнести в систему государственной правозащиты все то, что я считаю нужным и полезным.
Элла Памфилова много говорила о своих усилиях создать карту правозащитных проблем. Как вы собираетесь собирать картину нарушений и защиты прав человека в стране - по сигналам, жалобам, письмам, публикациям в СМИ, обращениям в аппарат, специальным - по вашему заказу проведенным - социологическим опросам? Какую картину вы наблюдаете уже сейчас? Какие права находите самыми нарушаемыми? Составляете ли некую иерархию проблем? И как собираетесь влиять на то, чтобы картина улучшилась?
Татьяна Москалькова: Мы постоянно ведем мониторинг правозащитных проблем: и на федеральном, и на региональном уровнях. Конечно, создание "карты" правозащитных проблем в стране и регионах - отличная и очень полезная идея. Для сбора информации придется использовать все способы, которые вы упомянули. В том числе и ту информацию, которой располагают государственные органы: в первую очередь - Генеральная прокуратура, минюст, а также общественные правозащитные организации. Однако создание такой "карты" - дело сложное, трудоемкое, требующее координации усилий многих ведомств: как федеральных, так и региональных. Поэтому одному Уполномоченному вряд ли удастся осилить эту задачу.
Если же говорить про сегодняшнюю иерархию проблем, с которыми обращаются к Уполномоченному, могу сказать, что, анализируя доклады уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации и лично встречаясь на общественных приемах с людьми, могу утверждать: на сегодня самой болезненной для граждан является проблема нарушений жилищных прав. Это касается нарушений права на жилищное и коммунальное обслуживание, права на жилье для детей-сирот, права на переселение из домов, находящихся в аварийном состоянии, в новые жилые дома, а также неисполнение судебных решений по предоставлению жилья. Часто приходят обращения, касающиеся проблем социального и медицинского обслуживания инвалидов.
Люди, особенно в регионах, жалуются на отсутствие качественной и доступной медицинской помощи, на необъяснимые скачки цен на самые необходимые лекарственные препараты. Много жалоб приходит на нарушение положения Конституции о праве на труд и его справедливую оплату. По опросам, проведенным в 2015 году и анализу обращений к Уполномоченному по правам человека, эта тема актуальна для каждого второго из обращавшихся.
Очень актуальной остается тема соблюдения равных прав граждан в ходе производства по уголовным, гражданским и административным делам.
Так, в 2015 году 69 процентов от всех обращений граждан к Уполномоченному касались именно темы соблюдений прав человека в уголовном и гражданском судопроизводстве.
Все, что я перечислила, - это только самые болевые точки общероссийского размера. Но есть еще немало не менее острых тем, таких, как проблема пенсионного обеспечения граждан, выплата пособий и льгот, проблемы коренных и малочисленных народов... Немало обращений, связанных с условиями содержания под стражей в местах лишения свободы. В общем, проблем хватает. Будем добиваться их решения.
Кроме реакций на жалобы важна и реакция на вызовы времени. Как вы будете искать и давать ответ на резкие социальные и политические вызовы - коррупция, наркомания, терроризм?
Татьяна Москалькова: Нравится это кому-то или нет, но современная Россия - неотъемлемая часть мировой цивилизации. Поэтому нас не могут обойти стороной и глобальные вызовы XXI века, такие как коррупция, наркомания и терроризм. Естественно, Уполномоченный по правам человека в меру своей компетенции тоже должен участвовать в ответе на эти вызовы времени.
Если говорить о коррупции, то, на мой взгляд, это один из самых опасных глобальных вызовов государству и постоянная головная боль правозащитников. Мы часто говорим о несоблюдении конституционных прав граждан, так вот, как правило, в его основе, точно так же, как и в основе несоблюдения законов, лежат именно коррупционные схемы. Восстанавливая справедливость, защищая права и свободы граждан, правозащитники тоже борются с этим злом.
Наркомания - настоящая катастрофа, уничтожающая будущие поколения, беда, от которой не застрахован никто. Более 13 тысяч наших сограждан в прошлом году ушли из жизни в результате наркотического отравления. У этих людей тоже было право на жизнь. Можно сказать, дескать, они сами выбрали "путевку в ад", но, во-первых, это далеко не всегда самостоятельный выбор, а во-вторых, если бы в стране действовала система ранней диагностики наркомании, если бы реанимировали структуры лечебно-трудовых профилакториев, многих жертв можно было бы избежать. Способствовать воссозданию государственной системы реабилитации наркозависимых - это тоже одно из направлений деятельности системы правозащиты.
К числу глобальных вызовов относится и терроризм. Он посягает на святое для каждого право - право на жизнь. С ним эффективно борются правоохранительные органы, но и государственная система правозащиты не проходит мимо фактов религиозного радикализма и экстремизма.
Уполномоченный, имея четко очерченные сферу деятельности и объем полномочий, может предлагать меры по усовершенствованию антикоррупционного, антитеррористического и антинаркотического законодательства и вести правовое просвещение в этой сфере.
Сегодня начинается координационный совет региональных омбудсменов? Для чего он собирается? Какие вопросы будут обсуждаться и решаться на нем? Что собой представляет сегодня корпус региональных уполномоченных - нет ли в нем "своих людей на теплых местечках"?
Татьяна Москалькова: Все советы уполномоченных посвящены одному вопросу - как лучше и эффективнее защищать права и свободы наших граждан. Тематика может быть различна, но цель - всегда одна. В этот раз мы будем обсуждать вопросы взаимодействия с региональными органами власти и правозащитными организациями. Эта тема равно важна и для нас, и для государственных органов. Ведь наша общая главная задача - это обеспечить соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Успешно действовать в этой сфере, не дополняя друг друга, не сотрудничая между собой, просто невозможно. Уполномоченные прямо заинтересованы в том, чтобы государственные органы и органы местного самоуправления соблюдали и уважали права человека, тогда и у нас будет меньше жалоб на их решения и действия. Более того, мы обязаны информировать государственные органы о тех просчетах в их деятельности, которые приводят к нарушению прав граждан, мы обязаны добиваться и устранения этих нарушений. В свою очередь, и сами государственные органы заинтересованы в том, чтобы их решения и действия строго соответствовали Конституции Российской Федерации и законодательству. То же самое касается нужности и полезности взаимодействия с правозащитными организациями. Поэтому для участия в работе совещания мы пригласили представителей различных ветвей федеральной власти и правозащитных организаций, с которыми чаще всего взаимодействуем.
Отвечая же на ваш вопрос о корпусе региональных уполномоченных, хочу сказать, что в нашем сообществе есть как люди из государственных структур: бывшие управленцы из органов исполнительной власти, депутаты законодательных собраний регионов и Государственной Думы, сотрудники правоохранительных органов, так и представители самых массовых профессий: педагоги, юристы, врачи, журналисты. Практически все они - люди, которые в своих регионах заслужили настоящее доверие жителей. Это и есть главный инструмент в работе уполномоченных по правам человека: не авторитет силы, а сила авторитета. Мы внимательно следим, чтобы назначения на должности уполномоченных не проходили по принципу, озвученному еще в бессмертной комедии Грибоедова: "Ну как не порадеть родному человечку!". Так вот: этого не будет. Я намерена принципиально использовать свои полномочия по согласованию кандидатур региональных уполномоченных. Буду делать это строго в рамках федерального законодательства и следить, чтобы на этих должностях находились люди, которые действительно готовы работать и пользуются доверием. "Если в регионе авторитетный уполномоченный, то это большая сила", это я президента цитирую. Использовать такую силу в интересах защиты прав и свобод граждан - в этом одна из моих ключевых задач.
Формула эффективной работы для омбудсмена - как бы вы ее определили?
Татьяна Москалькова: Показатель эффективности работы Уполномоченного - число людей, которым удалось помочь. В свое время Андрей Дмитриевич Сахаров сказал: "Защита прав человека - это ясный путь к объединению людей в нашем смятенном мире, путь к облегчению страданий". Если эту благородную патетику приземлить на нашу грешную землю, то, думаю, главное для Уполномоченного - это реабилитировать незаконно привлеченного к уголовной ответственности, восстановить на работе необоснованно уволенного, остановить "беспредел" со стороны работодателя, не выплачивающего зарплату своим работникам, переселить людей из аварийного жилья... Но кроме обеспечения защищенности отдельных судеб, эффективность деятельности Уполномоченного измеряется количеством выявленных причин системных нарушений прав человека и устранения их путем выдвижения предложений об изменении законодательства и правоприменительной практики. И наконец, формула эффективности складывается из коммуникаций Уполномоченного с правозащитным сообществом и всего набора инструментов защиты прав.