16 июня в Новом пространстве Театра Наций состоялась встреча драматургов нового поколения, среди которых главным гостем стала Дорота Масловская - самая обсуждаемая сегодня молодая польская писательница, драматург и перформер. В девятнадцать лет она написала свой первый роман о юном поколении 90-х "Польско-русская война под бело-красным флагом", ставший в Польше бестселлером.
Участники встречи обсуждали тему "Драматург - Писатель - Драматург". В польском языке есть два слова, обозначающие эту профессию: dramatopisarz (тот, кто пишет пьесу) и dramaturg (тот, кто работает не только с текстом, но и непосредственно с актерами на сцене). Однако в современном театре даже этих "двух драматургов" бывает недостаточно.
По словам одного из гостей мероприятия, Михаила Дурненкова, сценариста, участника фестиваля молодой драматургии "Любимовка", как пространство холста для современного художника стало тесным, так и драматургу пространства текста уже не хватает, и он становится режиссером. "А дальше появляется драматург-художник, который реализует замысел не только с помощью слова, но и, например, видео или фотографии". Сценарист напомнил о современных пьесах, которые содержат ссылки на страницу социально сети "В Контакте" или YouTube.
"Поэтому драматург сегодня - это создатель смыслов, которые могут выражаться как угодно", - считает Дурненков.
Особого внимания на встрече удостоился рэп-проект, который Дорота Масловская исполняет под псевдонимом "Мистер Ди". К этому проекту она пришла от того, что "безумно устала быть Доротой Масловской".
"Весь ажиотаж, который был вокруг меня, очень давил на меня. И я поняла, что нельзя быть художником и бунтовщиком, пока тебя хвалят. Поэтому я решила сделать то, чего от меня не ожидают и за что меня, возможно, даже возненавидят. Я просто записала диск в компьютерной программе, не выходя из своей комнаты. Он получил очень нелестные отзывы. И наконец-то возникла атмосфера недовольства собой, которая и необходима для творчества", - признается Масловская.
Масловская уверена, что в комфорте пишущий человек жить не может, ему нужен дискомфорт. В связи с этим она поделилась необычным опытом работы с известным польским режиссером Кристианом Люпой. Их связывал лабораторный проект "Зал ожидания", в рамках которого актеры должны были импровизировать на сцене, а Масловская на основе этих импровизаций - создать произведение. Однако драматург назвала этот опыт "самым громким своим поражением", несмотря на то, что Вроцлавский Театр предоставил максимально комфортные условия.
В свою очередь еще одна представительница молодой драматургии Любовь Стрижак рассказала о своей пьесе "Мой голос", которую она писала, опираясь на документальный материал - беседы детей с психологом.
В финале встречи зрители увидели фильм Гжегожа Яжины "У нас всё хорошо” по одноименной пьесе Масловской, в центре которого - проблема национальной идентичности, вопрос, где и как эту идентичность искать.