17.06.2016 14:48
    Поделиться

    Поисковик из Уфы познакомила потомков погибшего героя

    Розыск родственников героя Великой Отечественной войны помог найти разгадку семейной тайны
    Каждая экспедиция поисковых отрядов в местах боевых действий времен Великой Отечественной войны возвращает истории имена пропавших без вести. И порой соединяет семьи. Так произошло в результате розыска родных замкомандира 1-й эскадрильи 57-го штурмового авиаполка Краснознаменного Балтийского флота старшего лейтенанта Семена Конобевцева. Поиск охватил всю страну и стал самым масштабным не только по географии, но и количеству найденных родственников - почти 40 человек. Они живут в Туле, Усть-Каменогорске, Барнауле, Санкт-Петербурге, Сургуте, Москве, Раевке и Давлеканово. В этой работе объединили свои усилия поисковик из Волгоградской области Татьяна Мишина, Римма Буранбаева из Уфы и руководитель поисковых отрядов Республики Башкортостан Ильдар Бикбаев.

    Путеводная нить

    Началась эта история в августе 2015 года, когда в фарватере Невы, в районе легендарного Невского пятачка, был поднят штурмовик Ил-2 с останками летчика. По номеру двигателя установили имя - старший лейтенант Семен Конобевцев, уроженец Башкортостана. Погиб 24 октября 1941 года.

    Сюжет о подъеме самолета показали все федеральные телеканалы. Увидев его и услышав имя летчика, петербурженка Валентина Тобольская бросилась сверять документы - не ее ли это дядя? О нем Валентина знала от матери, сестры Семена Конобевцева Анны, которая два года не дожила до дня, когда найдут брата. Все подтверждало догадку - да, родной дядя!

    Анна вела дневники, где написала, что у железнодорожных служащих станции Раевка Федора Афанасьевича Конобевцева и Марии Ивановны Минцевой было шестеро сыновей: Иван, Тимофей, Алексей, Семен, Федор, Аким и две дочери - Александра и Анна. Отца не стало в 1927 году. Никого из родственников Валентина Тобольская не видела, помнит только, как гостила в детстве в Раевке у бабушки Марии и тети Шуры.

    После встречи с Валентиной Тобольской Ильдар Бикбаев обратился к командирам коломенского отряда "Суворов" Ольге Стружановой и питерского отряда "Святой Георгий" Олегу Алексееву, нашедшим самолет и останки летчика, с просьбой не спешить с захоронением и дать время на поиски родственников.

    Он изучил в Центральном военно-морском архиве в Гатчине и Центральном архиве Минобороны в Подольске боевой путь летчика: Оренбургское летное училище, служба на Тихом Океане, Балтийском флоте. В сентябре-октябре 1941 года Конобевцев в жестоких воздушных боях защищал подступы к Ленинграду - Ораниенбаум, Кириши, Будогощь, Любань... Его 57-й пикировочно-штурмовой авиаполк был героическим: рядом с Семеном летали несколько Героев Советского Союза, четверо из них стали дважды Героями.

    "Летая почти всегда ведущим группы или звена, ст. л-т Конобевцев показал себя как мужественный, тактически грамотный командир, летчик, от действий которого противник несет большие потери, как в технике, так и в живой силе. Представлен к награждению орденом Красного Знамени", - говорилось в наградном листе.

    - История летчика взволновала нас с Татьяной Мишиной, и мы взялись за поиск родни Семена. Искали в архивах, загсах, на военных сайтах, написали тысячи сообщений в соцсетях, звонили в учреждения и сотням однофамильцев по всему бывшему Советскому Союзу, - говорит Римма Буранбаева. - Звонки были на Кубань, в Сибирь, Узбекистан, Казахстан, на Кавказ, Оренбуржье, на корабль на Черном море. И все же, как ни старались, детей и жену Семена Конобевцева найти не удалось. История его жены Надежды Михайловны после Ейска затерялась в дымке лет, а дети, полагаем, не успели родиться.

    Зато удалось узнать о судьбе братьев и сестер - Тимофея, Ивана, Алексея, Федора, Акима, Александры и Анны.

    Вернули из небытия

    Тимофей, без сомнения, ключевая фигура в этой семье. На его жизни отразились все противоречивые события первой половины XX века.

    Старшего брата Тимофея Анна называла "мой генерал". С 17 лет Тимофей воевал против Колчака. За 22 года безупречной службы награжден орденом Красной Звезды и медалью "ХХ лет РККА". Войну встретил полковым комиссаром 15-й мотодивизии. В августе 1941-го под Уманью дивизию окружили и уничтожили.

    Комиссар Конобевцев, и.о. командира дивизии Ласкин и командир 14-го танкового полка Фирсов пытались прорваться, но были схвачены. Через сутки Ласкин и Конобевцев бежали из плена, Фирсов остался и стал сотрудничать с немцами. Ласкин и Конобевцев сумели выйти к своим, но о том, что попали в плен, не доложили..

    Иван Ласкин, уроженец Белебея, прославится на весь мир. Это он в финале Сталинградской битвы возьмет в плен командующего 6-й армией вермахта фельдмаршала Паулюса.

    Тимофей Конобевцев станет помощником генерал-инспектора Главного бронетанкового управления Красной Армии.

    Фирсов, участвовавший в карательных операциях против мирного населения, при приближении Красной Армии переметнется к партизанам. А когда его разоблачат, он на допросах оклевещет Конобевцева и Ласкина и их арестуют в конце 43-го.

    Следствие продлится девять лет. Генерал-лейтенант Ласкин докажет свою невиновность. Что произошло с полковником Конобевцевым, неясно. По одним источникам - реабилитирован, по другим - расстрелян...

    Его дети - 17-летняя Роза и 15-летний Владлен с мамой Клавдией Петровной Катковой проживали в 1942 году в Уфе по улице Лассаля (ныне улица Энгельса), дом 2, квартира 4. В 1944-м отец - в тюрьме, дочь уходит на фронт, остается жива, но следы теряются. На Дальнем Востоке младший сержант Роза Тимофеевна Конобевцева награждена медалью "За боевые заслуги".

    Живая память

    В Туле нашелся Егор Конабевцев, с измененной в фамилии буквой. 25-летний парень - правнук старшего из братьев, Ивана Федоровича, жившего в Уфе. Он по возрасту не был призван, воевать ушел его сын Валентин - сержант, наводчик орудия, участник Курской битвы. Награжден орденом Красной Звезды, медалями. Был тяжело ранен, но не оставил поле боя. В госпитале Валентин познакомился с будущей женой и после войны они переехали в Тулу. Внук рассказал, что никого из родни по линии Конобевцевых они не знали. Было известно только, что из Башкирии. И вдруг - такая весть!

    В Казахстане Татьяна Мишина разыскала Алексея Конобевцева, названного в честь деда.

    - Мои братья, дети, племянники в Усть-Каменогорске и Барнауле уж сколько раз в интернете пересмотрели, как самолет с Семеном поднимали, плакали и радовались - семья-то у нас какая большая... Достали мы снова фотографии и документы, где дед пишет о пяти братьях и двух сестрах и что их корни - село Петропавловка Стерлитамакского района Башкирии, - рассказал он. - Дед наш Алексей закончил в 1934 году в Ленинграде институт, стал инженером-мостостроителем, всю жизнь строил мосты на Алтае и Казахстане, был заядлым рыбаком и охотником.

    На след Федора Конобевцева - правнука Федора Конобевцева Римму Буранбаеву вывела фотография в соцсетях. Он москвич, кандидат наук. Рассказал, что прадед - инженер-майор авиации - в войну возвращал в строй разбитые самолеты. Награжден орденом Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги". Говорит, что надежды найти родственников по линии Федора Федоровича не было, ведь в автобиографии он написал: "Родных не знаю, подкинут в детдом в 2 года 2 месяца". Но у Ильдара Бикбаева к этому времени уже было личное дело из архива Минобороны с пометкой о детдоме и фотография, и Федор впервые увидел, как выглядел его прадед.

    - Не без волнения отдавали мы для фотосовмещения портреты всех братьев в Экспертно-криминалистический центр МВД РФ по Республике Башкортостан. Вывод ошеломил: скорее всего - братья! - говорит Римма Буранбаева.

    Поиск следов младшего из братьев привел ее в Раевку, куда семья Конобевцевых в 1906 году перебралась из Стерлитамакского уезда. Оказалось, что племянница жены Акима Надежда Серикова с сестрой Любовью Пастуховой помнят и дядю Акима, и его маму Марию Ивановну. Аким - моторист-регулировщик 3-го танкового батальона 25-й танковой Кировоградской бригады награжден орденом Славы III степени, медалью "За отвагу". Из наградного листа: "... 6 марта у д. Кобрино... под артминометным обстрелом... он отрегулировал все тяги, и танк снова пошел в бой. 9 марта при взятии г. Умань, несмотря на сильную бомбежку с воздуха, Конобевцев быстро разобрал кулисный механизм, устранил неисправность и машина снова пошла в бой". Знал ли Аким, освобождая Умань в марте 44-го, что именно здесь, в августе 41-го, попал в окружение его старший брат... Над Тимофеем уже шло следствие, а Аким шагал военными дорогами Украины, Литвы, Латвии, Восточной Пруссии.

    Как сложилась судьба Александры, старшей из сестер, и ее детей, так и осталось загадкой.

    - Самая младшая в семье Конобевцевых, Анна вышла замуж за офицера Ивана Тобольского и вся жизнь ее прошла по военным гарнизонам. Немного не дожив до этой истории,она незримо помогала нам своими мемуарами, которые, по удивительному совпадению, созданы в городе, за который отдал жизнь ее брат Семен, где живут племянники Валентина и Анатолий и их дети, - говорит Римма Буранбаева.

    В тему

    Собрав огромную семью, Римма Буранбаева и Татьяна Мишина, кажется, раскрыли тайну: почему братья и сестры после войны так и не встретились? Почему хранили молчание? Скорее всего, дело - в трагической биографии Тимофея. Если уж командир, гордость семьи, исчез в водовороте репрессий, то братья и сестры сочли за благо сберечь свои семьи.

    Прах Семена Конобевцева, без вести пропавшего 75 лет назад, предадут земле на мемориале в Марьино Ленинградской области 12 августа, в День Военно-Воздушных Сил России. И сделают это его родные, которых познакомили энтузиасты поискового движения России.

    Поделиться