Троицкая родительская суббота отличается от других родительских суббот тем, что именно перед Троицей принято поминать людей, отошедших в мир иной без напутствия священника, Таинства Исповеди и Причащения, а также тех, кто не получил христианского погребения: пропавших без вести, погибших в войнах, в огне, в водной пучине, в горах, при землетрясениях, других катастрофах. Святой Василий Великий, составивший молитвы вечерни Дня Святой Троицы, говорит в них, что Господь в особенности в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о "иже во аде держимых" - то есть о тех, "которые во аде держаться".
Но почему именно накануне праздника Троицы происходит такое особое поминание усопших, усопших за всю историю человечества? Дело в том, что на Троицу, или, как торжественно говорят в Церкви, в День Святой Троицы мы отмечаем событие сошествия Святого Духа на апостолов. На Троицу мы не просто вспоминаем о Святом Духе, мы все время говорим о Его животворящей силе. О том, что Святой Дух по Своей Божественной природе не имеет ни границ, ни препятствий. Поэтому, чтобы напомнить нам всем, подчеркнуть, что Дух Святой действует и на мертвых, и на живых, что у Бога все живы, накануне праздника Троицы и установили особую вселенскую родительскую субботу, названную Троицкая.
Лейтмотивом молитв об усопших в этот день становится прошение о прощение грехов. Это мы, живые, можем и покаяться, и попросить прощение, и исправить содеянное. Мертвые уже не могут. Поэтому мы просим у Бога милости к ним: "Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их, у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим", - повторяется в молитвах богослужения в этот день.
Чтобы помянуть умерших близких, священники советуют на Троицкую родительскую субботу с утра прийти в храм, помолиться во время Божественной литургии. Помолиться не только за своих близких, но и за все умерших православных христианах "от века усопших", и уже после этого поехать на кладбище, где можно совершить уже частную молитву об усопшем - панихиду.