Агитация вокруг "брексита" достигла наивысшего накала

За два дня до исторического референдума по поводу выхода Британии из ЕС, который состоится 23 июня, на Альбионе с новой силой вспыхнули политические страсти. Британский премьер Дэвид Кэмерон сделал последний рывок, пытаясь убедить подданных Ее величества отдать свой голос за сохранение членства в Евросоюзе, однако столкнулся с жестким отпором сторонников "брексита".

Кэмерон нарушил молчание сразу после того, как закончился трехдневный траур по убитому депутату Джо Кокс. "Не просто после убийства Джо вернуться к теме референдума, который пройдет в четверг, - написал лидер британских консерваторов на своей страничке в Facebook. - Тем не менее мы обязаны сделать это. Для нашей страны, которая, как Джо верно указывала на протяжении последних месяцев, стоит на перепутье. В четверг мы окажемся перед жизненно важным выбором, на кону стоит очень многое". Критики поспешили обвинить премьера в том, что он занимается политиканством, используя трагедию в своих целях. Особенно досталось ему во время 45-минутного ток-шоу на BBC - это был последний шанс для Кэмерона обратиться к землякам по телевидению накануне плебисцита. Один из зрителей в зале сравнил ни много ни мало с Мюнхенским сговором переговоры Лондона с "диктаторским режимом Брюсселя" по поводу особых условий пребывания королевства в составе ЕС. "Мистер Кэмерон, вы утверждаете, что вашей политике нет альтернативы. Получается, вы выступаете в роли Невилла Чемберлена (британского премьера, который 30 сентября 1938 года подписал с Гитлером соглашение о передаче Чехословакией Судет Третьему рейху. - Прим. "РГ") XXI столетия, когда точно так же размахиваете бумажкой с данными обещаниями, ставя общественность перед фактом", - бросил обвинение британец. В ответ Кэмерон не нашел ничего лучше, как привлечь на свою сторону сэра Уинстона Черчилля, "который не отказывался от Европы, от европейской демократии и свободы".

В то время как разрыв между сторонниками и противниками "брексита" по-прежнему остается минимальным (в пределах 1-3 процентов), британские СМИ продолжают дразнить читателей выкладками о том, "как Брюссель продолжает тратить ВАШИ деньги, как если бы они росли на деревьях". Так, независимый центр Full Fact приводит астрономические цифры - мол, каждую неделю Лондон вливает в структуры ЕС более 300 млн евро. На эту больную мозоль соотечественников давит и бывший мэр Лондона Борис Джонсон, возглавляющий лагерь евроскептиков, - даром что многие британцы по-прежнему находятся под обаянием его харизмы. О том, какой же выбор сделают именно лондонцы, рассуждает The Guardian. Газета напоминает, что еще в 1975 году, когда в Британии проходил референдум по поводу членства страны в Европейском экономическом сообществе, 67 процентов жителей столицы высказались за его сохранение. При том что в те времена Лондон вовсе не славился "проевропейскими сантиментами". Сегодня, согласно последним опросам, 40 процентов его обитателей ратуют за выход из ЕС. Этому активно сопротивляются национальные диаспоры - польские строители, румынские уборщики, португальские кондитеры. "Что произойдет, если сторонники Бориса Джонсона возьмут верх?" - задается вопросом The Guardian. Особенно он волнует местных бизнесменов. Так, за последний квартал 2015 года только британская столица поставляла в страны ЕС товары на сумму 3,4 млрд фунтов стерлингов.