20.06.2016 00:00
    Поделиться

    К чему может привести победа небольшой компании в тендере

    Год назад в тендере грузовых операторов в Шереметьево победила фирма с "неясными возможностями". И вот результат...
    Хорошие новости из отечественной авиации всегда приятны. Их немало. Из последних достаточно вспомнить хотя бы торжественную "выкатку" нового пассажирского самолета МС-21. Но пока и другого рода новостей хватает, равно как и проблем. Они, последние, имеют особенность решаться не быстро и оперативно, а, напротив, со скрежетом и излишними хлопотами, присущими современному рыночному механизму, пока несовершенному, но, как уверяют эксперты, самому перспективному.

    За бортом

    Мы уже писали о том, как в крупнейшем по объемам пассажирских и грузовых перевозок, взлетно-посадочных операций и площади аэровокзального комплекса российском аэропорту Шереметьево выбирали грузового оператора. "Аэрофлот" - базовый и основной перевозчик аэропорта - инициировал тендер на обработку груза. Неожиданно для всех его выиграло ООО "Москва Карго" - молодая компания, зарегистрированная 26 ноября 2014 года, за год до тендера!

    Ранее она была отмечена только при упоминании структур, близких к владельцам аэропорта. Но настоящая "слава" обрушилась на нее прошлой осенью. Несмотря на то что ее объявили победительницей аэрофлотовского тендера за 7 месяцев до фактического начала работы в статусе грузового оператора, в первые же сутки старта ООО "Москва Карго" (29 августа 2015 г.) в Шереметьево случился грузовой коллапс. Площади аэропорта - спецтерминалов и под открытом небом - стремительно заполнялись грузами со всего света самого различного назначения - от клеток с животными и птицами до ценных бандеролей.

    Всего лишь через 11 дней работы нового грузового оператора (если так можно назвать действия ООО "Москва Карго") "Аэрофлот" решил взять "паузу" - объявил об эмбарго на перевозку грузов на отдельных направлениях. Запрет был снят только 17 января нынешнего года. К середине марта финансисты компании подсчитали убытки от смены оператора. По их оценкам, они составили 349 млн 868 тыс. рублей. Отраслевые эксперты сомневаются, что даже столь внушительная сумма адекватно отражает реальный ущерб. По их предварительным прикидкам, смена грузооператора обошлась еще дороже.

    Высокие партнерские отношения

    А ведь именно деньги (тарифы, предложенные участниками тендера - компаниями "Шереметьево-Карго" и "Москва Карго") сыграли решающую роль в определении победителя тендера "Аэрофлота". "Москва Карго", по признанию конкурсной комиссии, предложил более низкие тарифы. Может быть, и так, только элементарный сравнительный анализ тарифов показывал, что с "Шереметьево-Карго" было выгодно работать на внутренних воздушных линиях, а с "Москва Карго" - на международных.

    Однако уже в мае нынешнего года "дешевый" победитель сообщил о пересмотре тарифов. Они стали выше, чем у недавнего основного конкурента. Так, практически на треть теперь выше тариф на обработку опасного груза и генерального груза. Вес - кило, а разница в цене заметно большая! И таких килограммов за год набирается несколько миллионов...

    Обработка скоропортящегося товара выросла на 22%, а тариф на обслуживание прочих категорий грузов (в том числе животных в живом весе) увеличился почти на 14%. То есть спустя 9 месяцев после провального вхождения "Москва Карго" в грузовые терминалы главного аэропорта страны его работа стала оцениваться в денежном эквиваленте достаточно дорого. Означает ли это, что руководители компании пытаются переложить издержки на потребителей за ими же организованный коллапс?

    Интересно, что и в суде, где представители "Шереметьево-Карго" пытались оспорить результаты проведенного тендера "Аэрофлота", изучению ценовых предпочтений уделили немало внимания. И вывод подкупал своей очевидностью: "В рассматриваемом деле ценовое предложение ООО "Москва Карго" являлось для ответчика объективно наилучшим, более выгодным по сравнению с предложением другого претендента", - говорится в определении на решение суда. Более того, было отмечено, что в пояснительной записке к коммерческому предложению компания "Шереметьево-Карго" "отказывалась сохранить стабильность предлагаемых в заявке тарифов в течение двух лет". Это условие содержалось, в частности, в закупочной документации.

    Получается, что компания "Москва Карго" поступила наоборот, то есть заявила о двухлетнем моратории на тарифы? А что же потом? Заявила, выиграла тендер и... подняла тарифы, всего лишь уведомив авиакомпанию. Хозяева своего слова: сначала дали, потом - взяли. Высокие партнерские отношения, однако!

    Кстати, мы пока не говорили о так называемых зависших грузах, то есть невостребованных. Кстати, они есть у всех компаний, это естественно и объясняется вполне объективными причинами. Вопрос в количестве. Если не копаться в документации (дабы избежать обвинения в раскрытии инсайдерской информации), то, по экспертным оценкам, разница в количестве невостребованных грузов между "Москва Карго" и "Шереметьево-Карго" составляет несколько порядков в процентном отношении и отнюдь не в пользу "Москва Карго". Примерно также выглядит ситуация, если мы сравним данные по объему так называемых разыскных дел и других нарушений, допущенных при работе с грузами и обработке авианакладных двух операторов - прежнего и нынешнего.

    Вперед, в прошлое?

    О подобных последствиях предупреждали. Смена ключевого карго-оператора ведущего национального авиаузла сравнима с выбором стратегии развития корпорации, монополии, отрасли. На кону не просто сделка хозяйствующих субъектов, а решение национального значения. Но выбор поставщика услуг для государственной авиакомпании сделали сугубо частным делом.

    Тем временем аэропорт Шереметьево сообщает о новых проектах. К чемпионату мира по футболу-2018 обещают возвести третью взлетно-посадочную полосу, новый терминал и межтерминальный тоннель. Таким образом, будет создан единый высокотехнологичный аэровокзальный комплекс под "одной крышей" площадью 500 тыс. кв. м. и пропускной способностью до 50 млн пассажиров ежегодно. А чтобы возводимые конструкции не превратились в "стены плача", в апреле 2016 года АО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) подписал соглашение по долгосрочному сотрудничеству с Группой компаний "Волга-Днепр". Его цель, как следует из официального релиза, - развитие "грузового хаба международного уровня в аэропорту Шереметьево".

    Конкретики по сути соглашения в комментарии гендиректора АО "МАШ" Михаила Василенко немного. Он отметил, в частности: "Строительство современного ангарного комплекса для увеличения мощностей по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов, развитие грузового комплекса для обслуживания специальных категорий грузов и предоставления необходимых ресурсов для обеспечения качественной работы с нашей стороны".

    Но что интересно: в эти же дни стало известно, что в Шереметьево основательно "приземлится" и авиакомпания "ЭйрБриджКарго" (крупнейший российский грузовой авиаперевозчик, который входит в уже знакомую и упоминавшуюся Группу компаний "Волга-Днепр"). Она намерена довести свой грузопоток в аэропорту к 2020 году до 430 тысяч тонн (для сравнения: в прошлом году было 215 000 т транзитных грузов и около 50 000 т экспортно-импортных, в этом году планируется в общей сложности 330 000 т).

    Взаимовыгодные партнерские отношения все больше укладываются в известный принцип: вы - нам, мы - вам! В том числе и под это соглашение "Москва Карго", которую теперь называют чуть ли не "дочкой" Шереметьево, дает смелое обещание увеличить в апреле-мае будущего, 2017, года мощность своего грузового терминала до 380 000 т в год. "Стоимость проекта - не менее 45 млн долларов собственных средств", - приводят СМИ слова Василенко. На стройплощадке нового грузового терминала пока только возводится фундамент.

    Каким образом меньше чем через год ключевой грузооператор Шереметьево увеличит в полтора раза продекларированный объем обслуживаемого грузопотока? Откуда возьмет подготовленный персонал? В этой ситуации ответить на эти вопросы никто не может. Законы логистики, экономики, менеджмента тут бессильны.

    Судите сами. В мае прошла традиционная рабочая встреча с агентами внутренних воздушных линий Публичного акционерного общества "Аэрофлот". И на ней представители ООО "Москва Карго" доложили о результатах работы в 1-м квартале. Отчитались по цифрам и отметили новшества в работе. "Значительные усилия в 1-м квартале 2016 г. были направлены на реорганизацию работы перрона и склада. Завершен процесс внедрения RMS на этапе доставки груза, документов и почты со склада на перрон. Ведется тестирование системы приемки груза с использованием штрихкодирования", - сообщает пресс-служба.

    Вообще-то подобное признание может и ошарашить специалистов. Получается, что новый оператор не владеет современными технологиями обработки грузов. То, что было привычным в Шереметьево до сентября 2015 года, - работа по стандарту IATA e-Freight (обслуживание "коротких рейсов" за время 45-минутной стоянки), система электронного документооборота, прием, сортировка, транспортировка грузов по терминалу в режиме реального времени, особая маркировка для опасных, радиоактивных, драгоценных и других грузов и многое другое - теперь даже не экзотика. Другая реальность. И она много хуже предыдущей. Как показала практика, одномоментно заменить нарабатываемые десятилетиями IT-технологии логистики в крупнейшем международном аэропорту не получилось. Тут одних намерений и обещаний дешевого благополучия недостаточно.

    Такой вот корпоративный проект

    Новый грузооператор "Москва Карго" своеобразно "дополнил" стандарты работы с персоналом. В Twitter появился даже аккаунт под умоляющим ником "пожалуйста, спасите работников". Здесь рассказывают о проблемах с зарплатой и неидеальных условиях труда в ООО. Действительно, трудно думать о предоставлении соцпакета компании, которая вынуждена оплачивать сотни миллионов рублей убытков (!) в кризисное время своему основному заказчику. Санкции такого масштаба обычно заканчиваются банкротством партнеров. Но "Москва Карго" звучит, причем в упоминании в ряду с крупнейшими национальными проектами. Может быть, найдутся средства и для инвестиций в мотивацию персонала на добросовестный труд? Ведь показатель нарушений/повреждений грузов с участием сотрудников компании остается весьма высоким.

    Странности выбора грузового оператора для Шереметьево обернулись трудностями для многих компаний. Это уже факт. Точную сумму ущерба, которую понесли и физические, и юридические лица, пользующиеся услугами грузовых перевозок и "Аэрофлота", и других авиакомпаний, не назовет никто. Не оценивались и издержки, которые понесли логистические фирмы, вынужденные перебазироваться в другие аэропорты и объясняться перед клиентами, платившими за экспресс-доставку. Наконец, никто не суммировал сумму компенсации туристам, получившим чудом свои документы за считаные часы до вылета.

    Цифры компенсаций с многими нулями могли бы адекватно оценить работу нового грузооператора в совершенно штатной ситуации. Но, вполне вероятно, что клиенты авиаперевозчиков и шереметьевских структур просто не хотят и не станут "бодаться" с гигантами рынка. Хотя и те тоже несут потери. По итогам 2015 года убытки компании "Аэрофлот" составили 18 927,8 млн рублей. Чувствительно, но не фатально. Монополисты уже научились показывать свою незаменимость достаточно жестко. При этом расплачиваются за издержки в конечном итоге потребители.

    Кстати, о рабочих моментах. После завершения судебного процесса, где оспаривались результаты тендера "Аэрофлота", ООО "Москва Карго" направило отстаивавшей свою точку зрения компании "Шереметьево-Карго" претензию, заявляя, что потратила на услуги юристов... 34 миллиона рублей! Почему типичный корпоративный спор компаний получился таким дорогим? Юристы запросили большие гонорары за выигранное резонансное дело? Или за чужой счет намерены оплатить и другие сопутствующие расходы, например дорогостоящие экспертизы с признаками достоверности, позволившие победить в суде?

    Не будем гадать. Тем более что это далеко не все вопросы, как говорится, по теме. Можно продолжить. Например, выяснить, какова же сумма официальных убытков национального российского перевозчика и могла ли она быть меньше? Кто лучше всех, не понаслышке, знает все тонкости и детали вышеупомянутого тендера? Может быть, Владимир Федоренко - нынешний генеральный директор ООО "Москва Карго"? Видимо, по случайному совпадению на момент проведения "Аэрофлотом" тендера он занимал руководящую должность как раз в грузовом департаменте авиакомпании...

    Наверное, все это не так уже важно, ведь тендер, который проиграла объективно лучшая, ну, или одна из лучших логистических компаний "Шереметьево-Карго", давно завершен, и даже суд оставил его результаты без изменений. То есть закон не нарушен. А если посмотреть на историю с другой стороны?

    Рыночная экономика не может развиваться вне законов рынка и законов государства, между которыми, как мы видим, могут возникать противоречия. То, что в советской плановой экономике звучало как "ты - мне, я - тебе", в рыночной обретает черты "корпоративного сговора". Вряд ли это приемлемо.

    Ведь, согласитесь, грузовая неразбериха в Шереметьево - исключительно корпоративный проект, в котором проигнорировано золотое правило конкуренции: в конкурсе побеждает сильнейший. А в нашем случае? Бизнес вынужден перестраивать и перекраивать логистические цепочки без "предсказуемого результата", а рядовые пассажиры могут только надеяться, что обладатель национальной премии в номинации "Лучший аэропорт-2015" будет претендовать на нее и в году текущем. Возможно, хотели как лучше, а получилось... Всего лишь год назад в Шереметьево авиационные грузы были, как говорят специалисты, "быстрыми" и вполне доступными по цене. Но это было год назад.

    Если верить обещаниям, то проблемы с обработкой грузов исчезнут в Шереметьево после постройки нового терминала. Мы ждем, надеемся и, конечно, верим. Правда, как убедила эта история, ничто не стоит так дешево и не обходится так дорого, как обещание, что завтра будет лучше, чем вчера.

    Поделиться