20.06.2016 19:55
    Поделиться

    Почему неправильно винить в карельской трагедии только инструкторов

    14 детей, погибших на карельском Сямозере, - трагедия, собравшая в себе и стечение природных обстоятельств, и, к сожалению, человеческий фактор: пренебрежение правилами техники безопасности и поведения на воде. На своем опыте инструктора детских туристических программ попытаюсь рассказать, какие ступени обучения необходимо пройти вожатым и как можно было бы уменьшить риск трагических последствий.

    Обучение инструкторским навыкам занимает около года. Стажеры чаще всего уже имеют туристический опыт: поставить палатку, развести костер, вскипятить воду. Обучение по своей сути - углубление знаний и умений, которые у человека есть. В течение нескольких месяцев теоретические занятия: правила поведения группы, навыки разрешения конфликтов, создания команды. Отдельный увесистый блок - техника безопасности, поведение инструктора в экстремальных ситуациях.

    Промежуточный итог подводится во время пробного выхода. Здесь проводится проверка туристических умений: например, разведение костра в мокром лесу. Еще один пример проверки - уже вечером, с песнями под гитару, руководитель выхода неожиданно прерывает: "Надвигается шторм, будет здесь через 30 минут, шквалистый ветер, ливень. Нужно перенести лагерь, установить тент, обеспечить безопасность и укрытие". Стажеры тут же устремляются все исполнять. Игровой формат происходящего (в действительности никакая буря не надвигается) не должен смущать, задание выполняется с должной серьезностью.

    Прошедшим испытание предстоит пойти на детскую программу в статусе стажера. Причем для определенных туристических программ, от стажеров требуется дополнительный опыт: например, невозможно попасть на сплав по "категорийным" речкам Карелии, если у нет опыта "водного" туризма.

    Для руководителя программы стажер - скорее не помощь в организации процессов, а дополнительная обязанность по его обучению. После программы он дает свой вердикт, может ли стажер ходить на программы инструктором. После - снова несколько теоретических занятий: какие были трудности, к чему не были готовы, какие знания, наоборот, пригодились. Финалом - экзамен. Сумма пройденных испытаний - статус инструктора (или отказ).

    Дальнейшее обучение - на практике, иначе как опытным путем получить навыки и знания в этом деле невозможно. Но с такой подготовкой риск появления непреодолимых обстоятельств меньше - большая их часть становится преодоли-мой.

    Подготовка инструкторов, оказавшихся в шторме на Сямозере вызывает массу вопросов.

    Каждая туристическая детская программа должна начинаться с правил техники безопасности, которая рассказывается участникам. Как рубить дрова, как держать пилу, в какой одежде следует выходить в лес. Строгий регламент того, что можно, а что нельзя делать в лагере. К костру нельзя подходить в открытой обуви. Нельзя выходить из лагеря, не предупредив инструктора. Нельзя купаться, если за тобой не наблюдают двое взрослых: один в воде, другой на берегу. Отдельный список - правила поведения на воде. Например, даже чтобы сесть в байдарку на спокойной воде, участнику нужно сдать экзамен.

    Дальнейшее обеспечение норм безопасности - на плечах взрослых. И по имеющейся информации инструкторы и руководители лагеря на Сямозере многое не сделали для того, чтобы избежать трагедии.

    Как можно выпускать группу из 47 детей всего с четырьмя инструкторами? Норма - один взрослый на пять детей. То есть должно было быть в три раза больше сопровождающих. Дополнительно с группой обязательно должен быть человек с медицинским образованием.

    Разная информация поступает по тому, были ли на детей надеты спасжилеты. Но сами по себе они не спасают. Они должны быть подогнаны по размеру, обязательно иметь паховые ремни. Тогда при самом сильном шторме его не сорвет.

    Нельзя допустить отсутствия связи с базой, где постоянно должен быть дежурный. Странное объяснение - все телефоны и рации намокли. Как минимум несколько средств связи должны находиться в гермомешках. Хотя бы можно обвязать рацию пакетом.

    Сообщается, что лодки разбросало по озеру. Но ведь очевидно, что две лодки и плот, связанные вместе, имеют куда меньше шансов перевернуться. И сложно бросать камни только лишь в инструкторский огород - руководство лагеря отправило детей в роковое плавание под руководством детей немногим старше. Причем ими оказались студенты педагогического колледжа, которые объясняют, что впервые оказались на воде.

    Поделиться