Сначала Владимир Путин встретился с президентом Армении Сержем Саргсяном, потом с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым, и уже затем они поговорили втроем.
Россия активно занимается вопросами урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе: как в рамках Минской группы ОБСЕ (в которую также входят США и Франция), так и самостоятельно - с учетом особо близких отношений с Арменией и Азербайджаном.
Разговор с Саргсяном Путин начал с оценки отношений России и Армении: в рамках интеграционных процессов они развиваются интенсивнее, чем раньше. "Несмотря на все сложности в мировой и нашей экономике, фиксируем рост товарооборота", - заметил он. И особенно хорошие показатели демонстрируют поставки армянской сельхозпродукции, что Москву только радует. "Надеюсь, эта тенденция будет закреплена в целом по развитию товарооборота и по чувствительным для нас товарным группам", - сказал президент РФ.
"Так как встреча в основном посвящена Карабаху, я не буду останавливаться на повестке наших двусторонних вопросов, - решительно заявил армянский лидер. - По всем направлениям укрепляются связи, на самом деле здесь проблем нет".
"Наша позиция по Карабаху известна всем - мы хотим, чтобы вопрос был решен исключительно мирным путем", - подчеркнул Саргсян. "Но, к сожалению, по желанию одной стороны такие конфликты никак не решаются, - заметил он. - И мы были бы, конечно, рады, если сегодня смогли бы продвинуться вперед по имплементации договоренностей, которые мы достигли в Вене, то есть создав механизмы расследования нарушений режима перемирия. Это создаст рабочий настрой для ведения переговоров". Дальше разговор продолжился без журналистов.
"Проблема, для которой мы собрались, известна - это доставшаяся нам с прежних времен карабахская проблема", - заявил Владимир Путин на встрече с Ильхамом Алиевым. Как и с Саргсяном, он хотел поговорить не только о Карабахе, но и о двусторонних отношениях. Он уверен: товарооборот восстановится, к тому же есть активное взаимодействие в энергетической сфере и хорошие перспективы в транспортном сотрудничестве.
Спокойный за будущее торгового обмена с Россией, азербайджанский лидер перешел к гораздо более чувствительной теме - Нагорному Карабаху. "Конфликт затянулся; как заявляла Россия и другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ, статус-кво неприемлем, мы это заявление полностью поддерживаем", - подчеркнул Алиев. "У нас есть надежда на то, что удастся придать конструктивную динамику переговорному процессу, который последние два года практически не велся", - с надеждой сказал он. И этот разговор тоже шел дальше за закрытыми дверями.
По итогам было принято совместное заявление трех лидеров. Президенты Азербайджана и Армении подтвердили достигнутые в Вене договоренности, направленные на стабилизацию ситуации в зоне конфликта и создание атмосферы, способствующей продвижению мирного процесса. В частности, договорились увеличить число международных наблюдателей в зоне конфликта. Стороны также выразили удовлетворение сохраняющимся в последнее время режимом перемирия на линии соприкосновения.
"Главы государств констатировали достижение взаимопонимания по ряду вопросов, решение которых позволит создать условия для прогресса в нагорно-карабахском урегулировании", - говорится в заявлении.
Президенты отметили важное значение своих регулярных контактов по этой проблематике и договорились продолжить их в таком формате в дополнение к работе сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые, кстати, были приглашены на завершающую часть встречи.
"Президенты встречались без сопровождающих дважды. Началось все с двусторонних контактов президента Путина с президентом Саргсяном и с президентом Алиевым, потом они втроем без помощников разговаривали около часа, затем был рабочий завтрак, после чего еще минут на 40 президенты уединились и итогом всей этой насыщенной программы стало наше общее понимание того, что мы делаем шаги все-таки в направлении урегулирования", - рассказал журналистам глава МИД Сергей Лавров. "Разговор был очень конструктивный, доверительный, открытый, и он показал, что у нас есть все основания придать дополнительную динамику переговорному процессу", - считает он.