На них приходится уже 10 процентов рынка, то есть каждый десятый купленный безалкогольный напиток. За один только год продажи в этом сегменте приросли на 6 процентов, говорится в исследовании компании Nielsen.
Откуда такой неожиданный всплеск любви к газировке? Эксперты связывают это с тем, производители запустили низкокалорийные новинки - их продажи выросли вдвое за последний год, отмечает Марина Лапенкова, директор по работе с глобальными компаниями Nielsen Россия.
Другая причина - возросшее количество промоакций. По спецценам продается каждая четвертая банка или бутылка.
Кроме того, на продажи повлиял стартовавший чемпионат по футболу и предстоящая Олимпиада. В преддверии этих событий рекламы таких напитков стало ощутимо больше. Показ массовых мероприятий объединяет зрителей: "Все уже пьют, а ты еще нет?", а употребление напитков звездами, по мнению потребителей, приближает их к избранным.
Как противостоять рекламе? "Никак, только мозги включить, - заявила "РГ" Надежда Головкова, сопредседатель Союза потребителей РФ. - У нас люди воспринимают все, что идет по телевидению, как истину в последней инстанции. Более того, очень часто воспринимают это как рекомендации врачей. Хотя если, конечно, послушать настоящих врачей, а не тех, кто в белых халатах играет их роль, то все они в один голос говорят - любые газированные напитки вредны". Единственное, что можно пить - минеральную воду, говорит она.
Однако именно минеральной воды россияне стали пить меньше. "Около 40 процентов покупателей говорят, что стали ее приобретать меньше или вовсе отказались от покупки", - говорит Лапенкова. Из тех, кто пьет, большинство предпочитают местных производителей (61 процент), и лишь 14 процентов выбирают международные марки.
Причина отказа проста - люди стали экономить на том, без чего могут спокойно прожить. Это подтверждает и исследование PwC: потребители уже смирились с временными сложностями в экономике. Это, по мнению старшего преподавателя факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Бориса Пивовара, привело к изменениям в потребительском поведении россиян. Каждый третий может сегодня позволить себе "намного меньше" товаров и услуг, чем раньше, а каждый второй стал покупать меньше или более дешевые товары.
При этом особо сэкономить все равно не удается. Те, кто не может позволить себе крупные покупки, начинают тратить по мелочам, констатирует психолог Валентин Куклев: "Не автомобиль, так телефон, не путешествие, так поход в ресторан, - даже если не могут себе этого позволить. Психология потребления ведет к неоправданным тратам". Траты должны быть структурны и бюджетно обоснованны, добавляет он: "Важен подход: не гнаться за тем, что приятно, а избавляться от того, что может привести к осложнениям".
Тем не менее эксперты настроены позитивно. "Мы стоим на пороге разворота в настроениях, - полагает Пивовар. - В начале-середине 2017 года ситуация будет улучшаться, так как и потребители, и производители сумели адаптироваться к существующим реалиям и будут отвечать "запросу времени".